И вместе создавать историю…

6 июня страна отметила День журналиста. Это праздник не только работников средств массовой информации. Он общенародный, потому что трудно представить современное общество без информации и средств ее передачи, без профессионального взгляда на события и факты нашей жизни. Средства массовой информации создают летопись современности, а старые, пожелтевшие подшивки газет позволяют воссоздать события даже вековой давности.Севастополь, прошлое столетие, двадцатые годы… На страницах городской газеты "Маяк Коммуны" коротенькие заметки рабочих и сельских корреспондентов из самых разных уголков региона. Они не только информировали горожан о том, что происходит, но и во многом позволяли представителям правоохранительных органов, в том числе и ялтинско-севастопольскому прокурору, вовремя прореагировать и восстановить чьи-то нарушенные права, защитить интересы молодой республики.

Чтобы лучше понять — несколько слов о том, что представляло собой надзорное ведомство города в то время.

Прокуратура в 20-е годы входила в состав Наркомата юстиции. Прокуроры были приписаны к судебным округам, причем Севастопольский и Ялтинский районы объединялись в один округ. В государственном архиве Севастополя сохранились фамилии тех, кто занимал в первые годы Советской власти в Крыму должность прокурора Ялтинско-Севастопольского судебного округа. Это Шарашкин (1922 г.), Волковицкий (1922 г.), Климович (1923 г.), Журбенко (1924 г.), Кобленц (1925 г.), Миролюбов (1929 г.).

Серьезную проблему для выполнения ялтинско-севастопольскими прокурорами своих функций представляла обширная территория судебного округа. Не говоря уже о сельских районах, куда в некоторых случаях вели только конные и пешие тропы, добраться до Ялты было непросто, учитывая, что транспорт прокурору не выделялся вообще никакой, даже конный.

Сейчас дорога от Севастополя до Ялты занимает около часа, а в то время (и особенно зимой) добраться на происшествие в Ялту верхом или на конной повозке можно было день-полтора или (если на автомобиле тех лет) — полдня. И о такой технике можно было лишь мечтать, а пока в Севастополе ее не было — ни у прокурора, ни в милиции. Только Севастопольский райисполком имел в своем распоряжении автотранспорт. Однако прокурорам крайне не рекомендовалось пользоваться автомобилями райисполкомов, чтобы не попадать в зависимость от них, поскольку в те годы районные и областные исполнительные комитеты активно пытались вмешиваться в деятельность прокуратуры, используя опыт первых лет Советской власти, когда надзорные функции были разделены между теми же райисполкомами, рабоче-крестьянской инспекцией и ВЧК.

В 1922-1924 годах ялтинско-севастопольские прокуроры осуществляли свою деятельность в основном на городской территории. В 1925 году (по неоднократному настойчивому ходатайству прокурора Журбенко) Севастополь и прилегающие к нему сельские районы были выделены в отдельный судебный округ.

Интересно, что вся надзорная деятельность тогда осуществлялась всего лишь одним должностным лицом — самим прокурором. А с 1925 года в штатном расписании Севастопольской прокуратуры уже числились прокурор, секретарь, машинистка, делопроизводитель, курьер, и из пяти человек — лишь один оперативный работник. Помощник прокурора в штате появился в конце 1925 года за счет сокращения должности делопроизводителя. Надо отметить, что и штат Севастопольского городского совета в те годы тоже состоял всего из пяти человек.

Преступления, с которыми приходилось сталкиваться севастопольскому прокурору, были обычными для послереволюционных лет: массовое изготовление фальшивых денег, подпольные биржи, где перепродавалось золото, и многое другое. Часть проблем, как говорится, перекочевала и в наше время.

Например, циркуляр N 51/С от 20 сентября 1924 г. приказывал областным и губернским прокурорам следующее:

"По имеющимся сведениям, в некоторых губерниях наблюдается несвоевременная выплата администрацией госучреждений и предприятий зарплаты, на почве чего возникают недоразумения и конфликты с рабочими, а иногда даже забастовки, причем в ряде случаев причиной несвоевременной выдачи зарплаты является не отсутствие соответствующих кредитов, а нераспорядительность, халатность со стороны ответственных руководителей учреждений и предприятий.

Считая необходимым принятие решительных мер к устранению указанного явления, предлагаю:

1. В плановую работу по надзору за деятельностью хозорганов включить систематическое наблюдение за процессом выдачи зарплаты…

2. Принять меры к срочному и всестороннему расследованию причин неисправности выдачи зарплаты в каждом отдельном случае, привлекая виновных к законной ответственности в уголовном или дисциплинарном порядке.

Старший помощник прокурора республики Яхонтов".

К сожалению, и в наши дни получать зарплату работникам государственных и частных предприятий у недобросовестных руководителей удается во многом благодаря вмешательству прокуратуры.

Справляться со значительным объемом работы прокурорам тех лет помогала тесная связь с рабкоровским движением. И сейчас органы прокуратуры постоянно взаимодействуют со средствами массовой информации, но тогда журналистские расследования и заметки рабкоров, которые публиковались в газете "Маяк Коммуны", особенно восполняли нехватку оперативных работников. Большинство рабкоров были людьми малограмотными, и поступающая от них информация о нарушениях законности не всегда подтверждалась. Однако они настойчиво делали свое дело, и взаимодействие прокуратуры с рабочими корреспондентами, и те заметки, по которым принимались меры реагирования, были непременной составной частью прокурорской работы.

Сначала деятельность прокуратуры по надзору за законностью ограничивалась городской чертой и ближайшими пригородными поселками. Конечно, этому способствовали недостаточное финансирование командировочных поездок и малые штаты, но уже в 1924-1925 годах прокурорский надзор в Крыму, в том числе в Севастопольском судебном округе, распространился и на сельскую местность.

Это было тем более важно, так как почти все сельские советы не имели не только ведомственного материала, но и законодательного, а руководствовались в принятии решений собственным мнением.

К примеру, сельсовет села Дерекой пытался ликвидировать неграмотность под угрозой штрафа, и это было одно из самых невинных нарушений законности в решениях сельсоветов.

В докладе о деятельности прокуратуры Крымской АССР за период с 1 апреля по 1 июня 1925 г. отмечалось: "… в отчетном периоде севастопольский райпрокурор обследовал лесничества и устранил массу дефектов, которые вызывали недовольство крестьян". Достичь этого прокурору помогла тесная связь со средствами массовой информации, что сразу же было отмечено как положительный опыт взаимодействия прокуратуры и СМИ для распространения по регионам. В частности, отмечалось: "В Севастопольском районе письменная связь прокурора с селькорами очень хорошо поставлена, и этот опыт будет передан для осуществления в другие районы".

С тех пор прошли десятилетия, но взаимодействие и связь со средствами массовой информации и сегодня остаются одними из самых важных и актуальных задач, стоящих перед работниками органов прокуратуры. У нас нет такого права учить друг друга, но особенно сейчас есть прекрасная возможность учиться друг у друга и вместе создавать историю нашего времени.

Другие статьи этого номера