11 мая 2012 года Комитетом по всемирной продовольственной безопасности принято историческое международное соглашение по землепользованию и правам на доступ к земельным, рыбным и лесным ресурсам, направленное на то, чтобы защитить права людей, владеющих или пользующихся земельными, лесными и водными ресурсами.Его принятию предшествовал всесторонний консультационный процесс, начатый в 2011 году, впоследствии согласованный на межправительственном уровне для достижения основной цели — обеспечения продовольственной безопасности.
Одним из основных документов, позволяющих исполнить рекомендации Комитета по всемирной продовольственной безопасности, является закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по сохранению плодородия почв" от 4.06.2009, вступивший в силу с 1.01.2012 года, которым внесены изменения в Земельный кодекс Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях, в законы Украины "Об охране земель" и "О землеустройстве".
Так, частью 4 статьи 22 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что земельные участки сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства используются согласно разработанным и утвержденным в установленном порядке проектам землеустройства, обеспечивающим эколого-экономическое обоснование севооборотов и упорядочение угодий.
Как известно, основой стабильности земледелия являются севообороты, поскольку они положительно влияют на все важные грунтовые режимы, прежде всего питательный и водный, воздушный и тепловой, способствуют активной детоксикации вредных веществ, определяя, таким образом, весь комплекс условий развития сложного агробиоценоза, важнейшей составляющей которого являются зеленые растения.
Реформирование земельных отношений, в том числе и в административных границах г. Севастополя, в значительной мере повлияло на размеры и постоянство землепользования сельскохозяйственных предприятий, в результате чего нарушены и практически уничтожены севообороты, что стало причиной нерационального и неэффективного использования и охраны земли.
Земельный фонд Севастополя составляет 86,4 тыс. га, из которых 27,8 тыс. га занимают земли сельскохозяйственного назначения, в их число входят 26,1 тыс. га сельхозугодий, 11,7 тыс. га составляют — пашни.
Агропромышленные предприятия Севастополя охватывают более 15,1 тыс. га сельхозугодий, из которых под виноградниками занято 5,3 тыс. га, под садами — 0,9 тыс. га, под полевыми культурами — 6,4 тыс. га.
В соответствии с пунктом 18 раздела Х "Переходные положения" на период до 1 января 2015 года требования части 4 статьи 22 Земельного кодекса Украины, а именно — необходимость разработки проектов землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборотов и упорядочение угодий, распространяется только на тех владельцев и пользователей, которые используют земельные участки сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства общей площадью более 100 гектаров.
В административно-территориальных границах Севастополя зарегистрировано 8 сельскохозяйственных предприятий, которые в пользовании имеют более 100 га земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства: ООО "Агрофирма "Золотая балка", ООО "Качинский+", ПАО им. С. Перовской, ГП "Совхоз-завод им. П. Осипенко", СОАО "Севастопольский", КСП "Красный Октябрь", КСП "Память Ленина", ГП "Садовод".
В порядке исполнения п. 4 ст. 22 Земельного кодекса Украины указанные сельскохозяйственные предприятия обязаны разрабатывать проекты землеустройства, обеспечивающие эколого-экономическое обоснование севооборотов и упорядочение угодий, а также использовать земельные участки, которые находятся в их пользовании, согласно утвержденным проектам, так как с 1.01.2013 г. вступает в действие ст. 55 Кодекса Украины об административных правонарушениях, предусматривающая штрафные санкции за отсутствие указанного проекта в размере от 5100 до 8500 грн.
При этом разработку проекта землеустройства, обеспечивающего эколого-экономическое обоснование севооборотов и упорядочение угодий, необходимо рассматривать как один из первых шагов для исправления естественных ошибок, допущенных при проведении в Украине земельной реформы, которая породила тотальную парцелляцию сельскохозяйственных землевладений и землепользований, а также повсеместное игнорирование требований эколого-экономического земледелия.
Несмотря на то, что составление проекта в сегодняшних условиях является сложной задачей для всех сельскохозяйственных предприятий Севастопольской зоны, необходимость его разработки очевидна, так как, согласно постановлению Кабинета министров Украины от 2.11.2011 N 1134 "Об утверждении порядка разработки проектов землеустройства, которые обеспечивают эколого-экономическое обоснование севооборотов и упорядочение угодий" проектом определяются:
— размещение производственных зданий и сооружений;
— формирование инженерной инфраструктуры;
— проведение эколого-экономического зонирования сельскохозяйственных угодий;
— типы и виды севооборота с учетом специализации сельскохозяйственного производства;
— составление схем чередования сельскохозяйственных культур и севооборотов;
— проектирование полей севооборотов;
— разработка плана перехода к основному севообороту;
— разработка природоохранных мероприятий;
— перенесение в натуру (на местность) запроектированных полей севооборота и т.д.
Проект землеустройства разрабатывается на основании решения соответствующего органа власти или суда о проведении работ по землеустройству и заключенного договора между землевладельцем (землепользователем) и разработчиком проекта землеустройства, существенными условиями которого являются стоимость и сроки проведения работ (не более трех месяцев).
Разработчиком проекта землеустройства может быть юридическое или физическое лицо, которое имеет лицензию на проведение соответствующих работ по землеустройству, а заказчиком проекта может быть орган власти или землепользователь.
Проект землеустройства согласовывается с соответствующим органом власти и подлежит государственной экспертизе землеустроительной документации в установленном законом порядке.
После получения положительного заключения государственной экспертизы землеустроительной документации проект землеустройства утверждается заказчиком.
Сведения утвержденного проекта землеустройства вносятся в государственный земельный кадастр и подлежат внедрению в границах землепользования соответствующего сельскохозяйственного предприятия.
Разработанный и утвержденный в установленном порядке проект землеустройства послужит основой формирования предпосылок для эффективного ведения сельскохозяйственного производства, рационального использования и охраны земель, а также создаст условия для:
— сбалансирования ресурсного потенциала земельных угодий, трудовых и материальных ресурсов согласно специализации хозяйства и оптимальным объемам производства;
— стабильной организации территории сельскохозяйственного предприятия;
— комплексного размещения и использования объектов производственной и инженерной инфраструктуры;
— сохранения ценных сельскохозяйственных угодий, возрождения и повышения плодородия почв, улучшения природных ландшафтов, создания экологически чистой природной среды;
— максимального использования производственного и природного потенциала, внедрения адаптированной системы земледелия.