Как рождаются песни?

Удивительно, как в иных людях уживаются трудный жизненный опыт и душевная чистота. Словно бы они сделаны из какого-то особенного материала, не поддающегося духовной коррозии. Наиболее ярко это заметно, когда сталкиваешься с творчеством, наполненным не просто смыслом, и не только талантливым, а словно несущим особое знание. Как, например, рождаются песни?Дагестанский поэт Расул Гамзатов написал стихотворение "Журавли" на родном языке. Аварском. (Да-да, это та самая знаменитая и любимая народом, начинающаяся со слов "Мне кажется порою, что солдаты…"). Песня посвящена погибшим воинам и несет в себе мысль, что их души после смерти превращаются в белых журавлей. Однако изначально, как свидетельствует история, эта тема была навеяна знаменитому поэту посещением памятника японской девочке, расположенного в Хиросиме. Девочка страдала лучевой болезнью, но она верила, что если сумеет сделать своими руками тысячу бумажных журавликов, то выздоровеет.

Когда Расул Гамзатов возвращался на родину, он много думал об этом ребенке. Также он думал о своей матери, о брате Магомеде, погибшем в боях под Севастополем. Очевидно, эти печальные размышления и родили образ солдат — журавлей — в будущей песне, но начиналась она словами: "Мне кажется порою, что джигиты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей". Позже "джигиты" заменили на "солдаты", что, безусловно, имеет отношение ко всем павшим защитникам Отечества, независимо от национальности.

Когда эту песню впервые услышал Марк Бернес, он расплакался. Современники говорят, что он не был человеком сентиментальным, тем не менее на его глазах нередко можно было увидеть слезы, когда ему что-то особенно нравилось. Когда артист понимал, что встретился с чем-либо действительно настоящим. Музыку к словам написал Ян Френкель, который в начале войны был тяжело ранен и знал о ней не с чужих слов.

Эта песня популярна и поныне. Ее исполняют на разных языках. Интересную версию в более современной обработке исполнил британский певец Марк Алмонд. Кстати, тоже Марк…

Как рождаются песни? Это скорее риторический вопрос. Но относительно недавно мне довелось задать его севастопольцу Виктору Посметному. В начале 80-х годов уже "того" века он служил в Афганистане командиром взвода. Получил осколочное ранение, был контужен. С будущей женой, медицинской сестрой Еленой, познакомился в кабульском госпитале. Но сейчас не об этом речь. Конечно, боевая память время от времени бередит душу "афганца". Он выливает боль в мемуарах: так на одном из городских сайтов появились "Хроники 80-х. Необычная судьба 191-го полка". Виктор Посметный, вспоминая однополчан, называет имя сослуживца Виктора Чуяшова, который погиб на той войне. Личность, по его словам, неординарную, пользовавшуюся большим авторитетом. И вот другой севастополец, Евгений Тимченко, написал песню (она так и называется — "Памяти Виктора Чуяшова") и разместил ее, как это нынче принято, в Интернете.

А дальше произошло то, чего никто не мог ожидать. Песню услышала дочь погибшего воина, проживающая в Беларуси. Оказалось, что близкие В. Чуяшова даже не знали некоторых обстоятельств его гибели, которые были еще трагичнее, чем описанные в наградном листе. Вот так, спустя долгие годы и в столь необычной форме, в песне пришла информация, словно весточка, уже взрослым детям об отце. Стоит ли подробно описывать, что они чувствовали?!

Наверное, у души есть струны.

Другие статьи этого номера