Подвиг лидера Ташкент»: легенда и факты»

Исполнилось 70 лет со дня гибели лидера эсминцев «Ташкент», вписавшего одну из самых героических страниц в историю обороны Севастополя 1941-1942 гг.В связи с этой датой в Доме Москвы в Севастополе прошла военно-научная конференция, посвященная боевому пути легендарного корабля. Основная цель конференции — привлечь внимание общественности к незаслуженно забытому подвигу лидера эскадренных миноносцев Черноморского флота и принять резолюцию об увековечении памяти "Ташкента" и его героических моряков. Перед началом конференции у памятника Героям эскадры ЧФ на Приморском бульваре прошла торжественная церемония возложения венков и цветов, участие в которой приняли ветераны ВОВ и ВС, депутаты Севастопольского городского совета, моряки ЧФ РФ и ВМС Украины.

Конференцию открыл генеральный директор Дома Москвы, депутат городского совета Владимир Стручков, дед которого был одним из офицеров легендарного лидера "Ташкент". Среди докладчиков конференции "Подвиг лидера "Ташкент": легенда и факты" — Г.Н. Рыжонок, А.Н. Лубянов, Е.А. Кобцев, В.Ф. Елисеев, О.Н. Васина, Ю.В. Самарин, Р.Н. Акимов.

Судьбы кораблей сродни судьбам человеческим. Одному дано пройти долгий путь, не оставив после себя заметного следа, другому — еще при жизни стать легендой. Ко вторым по праву принадлежит лидер "Ташкент". Всего год из его биографии пришелся на Великую Отечественную — с 22 июня 1941 г. по 2 июля 1942 г., когда он был потоплен немецкой авиацией у причальной стенки в Новороссийске. Тем не менее это были яркие 375 дней. Подобным мог гордиться далеко не каждый из крупных кораблей Черноморского флота. "Ташкент" стал одним из тех героических кораблей, которые закладывали фундамент нашей будущей Победы.

Лидер (от английского lider — ведущий) — корабль подкласса эсминцев, но большего водоизмещения, с более высокой скоростью хода и с более сильным вооружением. Корабль предназначен для вывода в атаку эсминцев. При эскадре может выполнять роль разведчика. Они появились в конце Первой мировой войны в Великобритании. Широкое распространение нашли во время Второй мировой войны. Применялись на всех воюющих флотах. К началу 70-х годов ХХ века исключены из состава всех флотов.

В целом "Ташкент" был типичным кораблем для "большого флота". Последний так и не был создан — помешала война. Исключительно быстроходный "аристократ моря", имевший очень большую дальность плавания, с отличным наступательным вооружением, он мог бы служить быстроходным разведчиком при эскадре, лидером торпедных атак, быть незаменимым в схватках с вражескими эсминцами, однако вынужден был действовать в одиночку против авиации и войск на берегу — как раз против тех противников, для борьбы с которыми в последнюю очередь требовался корабль столь высоких боевых качеств. Но и в этих условиях "Ташкент" сражался достойно, а высокая скорость и большой запас топлива позволяли ему, перегруженному войсками, боеприпасами и эвакуированными, совершать девятичасовые рейсы между Новороссийском и Севастополем со средней скоростью пассажирского экспресса свыше 50 км в час.

Скоростные и маневренные качества корабля оказались весьма полезны для противодействия авиации врага, а также для выполнения задач по транспортировке войск и военных грузов в осажденные Одессу и Севастополь. Единственный бой с надводным кораблем противника в истории "Ташкента" имел место против торпедного катера итальянского ВМФ. Бой был успешным, а враг — потоплен. Кроме этого катера, лидер эскадренных миноносцев "Ташкент", или "голубой крейсер", как прозвали его жители портовых городов за несвойственную советским военным кораблям (но типичную для итальянских) окраску корпуса, отконвоировал без потерь 17 транспортов, сбил 9 и повредил 4 вражеских самолета, перевез 19300 человек, 2538 тонн боеприпасов, продовольствия и других грузов. Провел 100 боевых стрельб главным калибром, заставив замолчать 6 батарей врага и повредил 1 аэродром.

Каждый его прорыв в осажденный Севастополь — это спасение сотен жизней солдат и мирных граждан, которых он вывозил на Большую землю. В конце июня 1942 года положение защитников Севастополя стало критическим — город было не удержать. 26 июня сквозь немецкую морскую блокаду в Севастополь прорвался последний из крупных надводных кораблей — лидер эсминцев "Ташкент". Корабль принял на борт свыше 2100 человек и 86 уцелевших фрагментов панорамы Рубо "Оборона Севастополя 1854-1855 гг." и ночью 27 июня 1942 года покинул Севастополь, взяв курс на Новороссийск. 2 июля 1942 года в 11 часов 20 минут Новороссийск атаковали 64 пикирующих бомбардировщика в сопровождении 14 "мессершмиттов". В ходе пятнадцатиминутного налета было сброшено 10 бомб весом 250-1000 кг. В результате были потоплены лидер "Ташкент", эсминец "Бдительный", санитарный транспорт "Украина", спасательный буксир "Черномор", три рыболовных катера, одна баржа, недостроенный корпус транспорта "Пролетарий". Повреждения разной степени получили крейсер "Коминтерн", эсминцы "Сообразительный" и "Незаможник", сторожевые корабли "Шторм" и "Шквал", ПЛ "Л-24", ТК N 41, транспорт "Курск" и плавучий док с транспортом "Ворошилов". Одна из первых бомб разорвалась на пирсе и осыпала лидер осколками. Две следующие 250-килограммовые бомбы взорвались прямо в носовом машинном отделении, а еще две — в кормовой части "Ташкента". Через 3 минуты лидер затонул у стенки причала N 3. Глубина в месте гибели "Ташкента" составляла 10 метров, и корабль лег на грунт с креном 19 градусов на левый борт в носовой части и 21 градус — в кормовой. 76 человек из 344 членов экипажа погибли, 77 человек были ранены…

Решением Военного совета ЧФ от 19 июля 1942 года было приказано демонтировать с "Ташкента" вооружение, а сам лидер — поднять и отвести для восстановления в Поти. Работы начались тотчас же — фактически под непрерывным огнем противника. Увы, результата получить не удалось — при том, что в ходе работ вражеской авиацией было потоплено три водолазных бота и две водолазные станции. Потом, после захвата Новороссийска, корабль пытались поднять немцы, но также безуспешно. И лишь в конце августа 1944 года корабль был поднят на поверхность. Восстанавливать его не имело смысла. "Ташкент" отбуксировали в Николаев и порезали на металл.

Во всех боях лидером командовал капитан 3 ранга Василий Николаевич Ерошенко. Именем командира корабля в Севастополе названа одна из улиц. А имя самого "Ташкента" — корабля, ставшего на Черном море почти легендарным, — в числе других начертано на памятнике Героям эскадры ЧФ на Приморском бульваре. Но героическая биография лидера "Ташкент" и подвиг его моряков достойны того, чтобы в Севастополе был установлен памятник легендарному крейсеру. Прежде всего это нужно нам, потомкам участников Великой Отечественной войны. И не только для того, чтобы, приходя к этому памятнику, мы отдавали должное светлой памяти героев. Это нужно и для того, чтобы сегодня никто даже не пытался переписать историю и умалить подвиг советского солдата и матроса в разгроме фашистской Германии. И чтобы следующие поколения моряков-черноморцев были достойны своих дедов и прадедов, боевые походы которых навсегда вошли в историю Советского Военно-Морского Флота.

Другие статьи этого номера