Ступени во взрослую жизнь

В СЕВАСТОПОЛЕ ПРОШЕЛ СЕМИНАР НА ТЕМУ «ВНЕДРЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ С ОСОБЕННЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ».
Тамара Михайловна Луценко и Ольга Федоровна Чичикало — специалисты, приехавшие в Севастополь из Белой Церкви для участия в семинаре «Внедрение инклюзивного образования для детей и молодежи с особенными потребностями». Этот семинар уже четвертый раз организован и проведен Севастопольской городской организацией инвалидов ВОИ «СОИУ» (председатель — И. Петриченко) совместно с другими общественными организациями инвалидов, управлением образования Севастополя и дирекцией общеобразовательной школы N 15 (директор — Н. Шевцова).
Город Белая Церковь расположен на живописных берегах реки Рось. Он почти обычный, на карте Украины расположен чуть ниже столицы, совсем рукой подать. У него нет особого статуса, как, например, у нашего города-героя, но есть что-то, на что хочется кивать и говорить: «Смотрите, а ведь он лучший!» А лучшее в нем — это его люди, граждане, которые создают такие «особенные» условия, при которых семьи из других городов переезжают и начинают жить полноценной, другой жизнью. И здесь дело не в статусе города, здесь — иное отношение к жизни и ее значимости, при котором вырабатываются свой, «особый» стиль, философия гуманности и человеческих отношений.
Вот об этих самых «особенных» человеческих отношениях, у истоков которых стояли прибывшие по приглашению специалисты, и шла речь на семинаре.

ФИЛОСОФИЯ ИХ ЖИЗНИ

Для каждого из нас знания о жизни человека закладываются с детства. В эти годы формируются основы жизненных сценариев, установок, взглядов и моделей поведения, которые в целом направляют жизненный путь человека. Это те основы, которые передаются от родителей, учителей, друзей и знакомых. Мы усваиваем их через познание окружающего мира, через общение и игры, через деятельность. И здесь немаловажную роль играет разнообразие: чем его больше, тем более разнообразна наша с вами жизнь в качественном и количественном выражении. Итак, мы люди, и мы все разные. Но…

— Каждый из нас пытается быть активным, успешным, счастливым, мы желаем это себе, желаем это и другим, — говорит Тамара Луценко, заместитель директора Белоцерковского детского оздоровительного центра "Шанс". — На практике мы строим общество, в котором сообща решаем вопросы реабилитации детей с инвалидностью, ведь дать шанс на будущее такому человеку — значит вдохнуть жизнь в него и его семью. Для этого привлекаем различных специалистов, волонтеров и родителей детей с инвалидностью.

— Расскажите, как создавался ваш центр?

— В прямом понимании "на кухне" у меня дома, с самоваром и… старой печатной машинкой, которая выдавала на бумаге наши мысли и идеи о нужности создания реабилитационного центра в городе. Идейным вдохновителем создания центра был и остается его директор центра — Владимир Крыжановский, сумевший воплотить в жизнь все то, чем теперь гордится наш город. Центр "Шанс", общественная организация "Аюрведа", а теперь и школа с инклюзивной и интегрированной формами обучения — это наш с ним "ребеночек", который живет и развивается. Это то триединство, которое в Украине существует в единичном случае и при котором возможен успех в комплексном подходе в вопросах реабилитации детей с ограниченными физическими возможностями.

"ОСОБЕННЫЕ" ОТНОШЕНИЯ

В этом году общеобразовательная школа N 20 г. Белая Церковь отпраздновала своё 20-летие. На сегодняшний день в ней учатся 970 детей, 33 из которых — с инвалидностью. С 2002 года школа начала целенаправленную деятельность на обучение детей с заболеванием ДЦП (детский церебральный паралич) при сопутствующих нозологиях: слепота, тугоухость, умственная отсталость, аутизм и др. В школе работают 70 учителей, 45 из которых получили дополнительную подготовку по организации инклюзивного образования в школе и имеют право на преподавание в таких классах. Школа имеет 5 оплачиваемых ставок помощника учителя, из которых 3 ставки — ассистент учителя, т.е. это еще один, дополнительный или специальный педагог в классе, который приставлен к ребенку и оказывает ему помощь в усвоении учебного материала, в передвижении и других видах деятельности. На первых порах на должность ассистента привлекались родители особенного ребенка.

С 2003-го по 2006 год обучение детей, передвигавшихся на инвалидных колясках, проходило только на первом этаже. Руководство школы, объединившись с общественной организацией и центром "Шанс", при поддержке киевского грантового проекта Международного женского клуба смогло найти спонсоров на установку лифта-подъемника стоимостью 500 тысяч грн. Затем помогли депутаты: школе было передано и отремонтировано новое помещение под реабилитационный центр на сумму более 100 тыс. грн., выстроены пандусы в школе и в центре (заметим, за те же грантовые деньги, на которые мы так любим кивать: дескать, хорошо "отмытые" деньги). В общей сложности было написано около 30 грантовых проектов и получено 1,5 миллиона грн на реализацию и воплощение реабилитационных мероприятий и идей в жизнь. Среди них можно отметить следующее: совместно с киевскими институтами специальной и коррекционной педагогики и Министерством образования был заключен договор на обучение педагогов школы "Повышение профессиональной компетентности учителей ООШ N 20 г. Белая Церковь для работы в условиях инклюзивного обучения". По условиям этого договора в рамках проекта в течение года педагоги-практики и теоретики передавали: свои знания о том, что такое ДЦП, о причинах возникновения патологии, ее видах; медицинское сопровождение и реабилитационные услуги; педагогические приемы, формы и методы; организацию учебного процесса и рабочего места и др.

Следующим грантом, о котором хотелось бы упомянуть, был проект по музыкотерапии. Для его реализации был приглашен композитор Михаил Казиник, занимавшийся изучением воздействия музыки при различных видах ДЦП с целью подбора музыкального материала, благотворно влияющего на детские тело и душу. Одним из последних грантовых проектов, реализующихся в течение 2010-2012 годов при поддержке посольства США, является проект "Консолидация усилий общественных организаций в проблеме лоббирования прав детей с ограниченными возможностями на равный доступ к качественному обучению". Приехавшие в его рамках специалисты рассказали о столь внушительных достижениях в области образования, что у многих участников семинара на глаза стали наворачиваться слезы. Да-да, те самые слезы радости и благодарности за тот высококвалифицированный труд специалистов, педагогов и волонтеров, которые за обычную плату создают новые, такие нужные и важные условия для детей в Украине.

А еще у них есть два автобуса, которые три раза в день по два часа обслуживают школу и реабилитационный центр. На этих автобусах ребята ездят на различные экскурсии: по городу, на природу, в знаменитый Александрийский парк, были в Молдове. А вот недавно побывали в Польше, в г. Тарново, откуда ребята старших классов привезли кубок Международных спортивных соревнований.

Да они и мечтают сообща — учителя, дети, родители. О чем? О том, что создадут свою футбольную команду из ребят на инвалидных колясках. Проблема в том, что для такого спорта нужны особенные инвалидные коляски. И проблема уже решается: недавно подарены две коляски, каждая стоимостью от 3-7 тысяч евро! Нужны еще как минимум 4 коляски, поэтому поиск спонсоров продолжается.

— Пока еще никто в мире не вылечил ДЦП, но приспособить такого ребенка к жизни, адаптировать его, социализировать — вот важная задача, для которой создаются условия и этапы ее решения. Надо помнить, что инклюзия для таких детей — в самой жизни, — говорит Ольга Чичикало, заместитель директора по опытно-экспериментальной работе школы N 20. — Мы хотим быть примером для других регионов, городов, примером для специалистов и тех родителей, у которых порой опускаются руки от безвыходности положения. Некоторые из них решаются на переезд в наш город. И таких рискнувших семей уже 12. А в этом году к ним присоединится еще семья Дениски, который пойдет в первый класс.

И вот так, пройдя шаг за шагом многолетний тернистый путь от идей до успешно функционирующего реабилитационного комплекса, Белоцерковское городское общество детей-инвалидов и их родителей сегодня становится мощной поддержкой специалистам-практикам. Они планомерно, поэтапно возводят ступени в будущее тем детям, которые приходят в их школьный дом, и в триедином царстве, как в сказке, живут другой жизнью. Жизнью, в которой есть и успех, и настоящее, и будущее.

Вот так мы и познакомились с их "наукой жизни". Эта "наука" состоит из догм и предрассудков, в которые они вкладывали несколько иные понятия, а именно: быть инклюзивным — значит быть включенным в разные сферы жизни и с разными людьми и жить так, как велит сердце; позволить себе быть другим и быть лучше, несмотря ни на что, ни на какие обстоятельства.

Ведь свой стиль жизни и ее философию каждый выбирает для себя сам. Ну а наша городская общественная организация инвалидов стоит рядом в процессе внедрения инклюзивного образования для детей с особенными потребностями, и мы надеемся, что сообща сможем выстроить свои инклюзивные ступени для детей, нуждающихся в особом обучении.

Другие статьи этого номера