Лучше мало, да больше, чем много, но ничего

Во всех развитых странах мира с разной скоростью происходит старение населения. Украина — не исключение, но при нашей экономике обеспечение каждого пожилого человека социальными благами — это сложная проблема. Тем более трудно для Украины справиться с большим количеством наших военных пенсионеров, значительная часть которых никогда не служила на территории страны.

Так сложилось исторически, что в Украину ехали после выхода на пенсию военные со всех уголков Советского Союза. Полтава считалась одним из самых привлекательных городов для тихой спокойной жизни отслужившего защитника Отечества на шестой части суши. Когда же в 90-е были открыты "закрытые" города: Киев, Москва, Санкт-Петербург, то Киев на фоне других советских мегаполисов казался уютнее, мягче в плане климата и дешевле.

Специалист одного из столичных военкоматов, не пожелавший назвать своего имени, говорит, что "на глаз" в Киеве около половины военных пенсионеров прибыли из других республик бывшего СССР. Вот и получается, что при 100-тысячной армии у нас 610 тысяч военных пенсионеров. Разумеется, военные раньше выходят на пенсию, и свою роль сыграло сокращение Вооруженных Сил в предыдущие годы, но даже с учетом данных факторов это немалое количество, и Украина также должна их обеспечивать социальными выплатами.

Последний раз пенсии военным повышались в 2008 году. С тех пор их потихоньку "съедала" инфляция, а к Дню Победы в 2012 г. в Интернете даже появилось печальное сравнение пенсии немецкого и советского ветерана, где десятикратная разница была в пользу немца (порядка 2000 евро).

Сергей Тигипко, министр социальной политики, описал ситуацию последних лет: "Пенсия военного пенсионера привязана к заработной плате военного. Как только увеличивается доход военного, сразу же нужно пересчитывать пенсию военного пенсионера. Но что случилось? В 2008 году была найдена очень "интересная" схема. Военных начали премировать. И получилось так, что у них не росли четыре базовых показателя. И поэтому невозможно было пересчитать пенсии военным пенсионерам", — объяснил вице-премьер.

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ

В соответствии с социальными инициативами президента Януковича с июля правительство поднимет пенсии военным пенсионерам на десять процентов. Это первый этап обещанного повышения; с 1 сентября планируют повысить еще на 10% и еще на 10,5% с начала 2013 года. В конечном итоге пенсия военнослужащим должна увеличиться за выслугу лет — с 1964 до 2614 гривен, пенсия по инвалидности — с 2281 до 3036 гривен, а выплаты в связи с потерей кормильца — с 1167 до 1553 гривен.

Заметим, что последний "транш" состоится после выборов, но достаточно быстро, так что он гарантирован при любых обстоятельствах, но в случае, если большинство в парламенте получит оппозиция, она, по сути, сможет использовать эти повышения для собственной рекламы. В рамках президентских инициатив первого мая уже были повышены пенсии — в среднем на 50-100 гривен. Кроме пенсий, с 1 июля планируется повышение различных социальных выплат — для "чернобыльцев", для детей, одиноких матерей и утративших трудоспособность граждан.

Будут увеличены суммы прожиточного минимума, минимальной зарплаты и т.д. Впрочем, пока что помощь военным пенсионерам кажется наиболее весомой, поскольку, скажем, помощь на детей составит в среднем лишь на 25 гривен больше.

И МНОГО — ПЛОХО, И МАЛО — НЕХОРОШО

Критика в адрес правительства и президента сейчас присутствует в двух вариантах: либо говорят, что социальные выплаты — это предвыборный ход и попытка купить избирателя, либо жалуются, что повышения слишком малы. Что же из этих вариантов ближе к правде? Вполне очевидно, что повышения не так велики, как хотелось бы. У военных в среднем это менее 600 гривен, но напомню, что это конечная сумма лишь к 1 января 2013 года. Также это повышение первое за четыре года.

Минимальные зарплаты и другие выплаты для прочих категорий возрастают и вовсе буквально на пару процентов — на 20-30 гривен. Уже мало чему верящий украинский избиратель просто не понимает, зачем повышать выплаты кому-либо на 2-3%, ведь этим-то и похвалиться толком нельзя! Разве нельзя поступать так, как это делали много раз раньше, раздавая пенсионерам и бюджетникам ничего не стоящие бумажки тоннами? Или же зачем обещать повышение выплат после выборов, если часть этих выплат предоставляется уже сейчас? Или зачем выплачивать сейчас, если дано обещание?

Но так дела обстоят в нормальных государствах с непопулистскими правительствами: экономика реально выросла на 0,75% — значит и выплаты вырастут на 0,75%. На самом деле, очень легко напечатать на специальном станке миллиард гривен, два, двадцать, а потом раздать их людям. Плевать, что потом ударит 15-проц. инфляция, как это было в 2008-2009 годах, ведь главное, что люди увидят денежные знаки. Куда более важно иметь смелость и сноровку в госуправлении, чтобы платить людям столько, сколько государство реально может заплатить, но при этом избегать инфляции. Ведь когда мы выдаем ничего не стоящий миллиард на пенсии, мы не только не делаем пенсионеров богаче, мы еще и отнимаем деньги у всего остального населения, обесценивая их сбережения.

Другие статьи этого номера