Право постоянного пользования земельными участками. Проблемы и решения

На территории Севастополя более 1200 юридических лиц имеют государственные акты на право постоянного пользования земельными участками, полученные ими до 2002 года без присвоения кадастрового номера.

Главное управление Госкомзема в Севастополе в результате проведенного анализа ситуации, которая сложилась в отношении государственных актов на право постоянного пользования земельными участками, информирует.

Каждому земельному участку, сведения о котором внесены в Государственный земельный кадастр, необходимо присвоить кадастровый номер, который является идентификатором участка в Государственном земельном кадастре.

Земельные участки, право постоянного пользования которыми удостоверено государственными актами до 2002 года, не имеют данного идентификатора, и их месторасположение не определено в координатах на местности, что делает невозможным внесение соответствующих сведений и изменений в Государственный земельный кадастр.

Кроме того, вышеуказанная проблема создает угрозу для реализации прав землепользователей в связи с отсутствием у них сведений о действительной ситуации, сложившейся со смежными землепользователями. Многочисленные случаи свидетельствуют о том, что права землепользователей нарушаются, но землепользователи узнают об этом последними, как правило, при рассмотрении судебного спора в отношении границ земельных участков.

Это происходит из-за отсутствия именно кадастрового номера, которой, в свою очередь, присваивается земельному участку по результатам проведенных землеустроительных работ. Наличие государственного акта на право постоянного пользования земельным участком не обеспечивает необходимой защиты прав землепользователя, поскольку отсутствие кадастрового номера создает угрозу нарушения границ земельного участка со стороны других лиц.

Отсутствие кадастрового номера у земельного участка ограничивает право на распоряжение расположенной на нем недвижимостью, поскольку, согласно статье 377 Гражданского кодекса Украины, наличие кадастрового номера на земельный участок является существенным условием договора, в результате заключения которого меняется владелец недвижимого имущества. Избежать негативных последствий возможно лишь путем соблюдения требований действующего законодательства.

Необходимо отметить, что существует также и вторая проблема, вытекающая из требований статьи 92 Земельного кодекса Украины, которой определено: "…право постоянного пользования земельным участком — это право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока".

Поскольку право постоянного пользования земельным участком из земель государственной и коммунальной собственности (по требованию законодательства) получает лишь определенный перечень лиц, и учитывая, что указанный перечень является исчерпывающим, юридические лица негосударственной и некоммунальной формы собственности в него не входят.

В связи с невозможностью указанным юридическим лицам пользоваться землей на праве постоянного пользования, законодатель в п. 6 раздела X "Переходные положения" действующего Земельного кодекса Украины предусмотрел норму, согласно которой граждане и юридические лица, которые имеют в постоянном пользовании земельные участки, но по этому кодексу не могут их иметь на таком праве, должны до 01.01.2005 переоформить в установленном порядке право собственности или право аренды на них. Законом Украины от 06.10.2004 N 2059-IV "О внесении изменений в Земельный кодекс Украины" срок "1 января 2005 года" был изменен на "1 января 2008 года". То есть срок переоформления права постоянного пользования на право собственности или право аренды был перенесен на более позднюю дату.

Однако Конституционный суд Украины решением от 22.09.2005 N 5-рп/2005 в деле N 1-17/2005 признал неконституционным положение пункта 6 раздела Х "Переходные положения" Земельного кодекса Украины в отношении обязательства переоформить право постоянного пользования земельным участком на право собственности или право аренды, поскольку отсутствует надлежащее законодательное, организационное и финансовое обеспечение.

Вместе с тем статьей 141 Земельного кодекса Украины предусмотрены основания прекращения права пользования, к которым относятся:

а) добровольный отказ от права пользования земельным участком;

б) изъятие земельного участка в случаях, предусмотренных этим кодексом;

в) прекращение деятельности религиозных организаций, государственных или коммунальных предприятий, учреждений и организаций;

г) использование земельного участка способами, противоречащими экологическим требованиям;

д) использование земельного участка не по целевому назначению;

е) систематическая неуплата земельного налога или арендной платы;

ё) приобретение другим лицом права собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на земельном участке;

ж) использование земельного участка способом, противоречащим требованиям охраны культурного наследия.

Таким образом, прекратить право постоянного пользования земельным участком в установленном законом порядке можно.

Как отметил Госкомзем Украины в письме N 476/27/С5353-11 от 13.01.2011, учитывая требование статьи 141 Земельного кодекса Украины, существующий государственный акт на право постоянного пользования земельным участком является действительным до принятия решения соответствующего органа исполнительной власти или местного самоуправления о переоформлении права постоянного пользования земельным участком и заключения договора аренды земли.

Хотя переоформление права постоянного пользования не является на сегодня обязанностью, приведение существующей ситуации в соответствие с требованиями действующего законодательства является необходимым условием защиты прав землепользователя.

Другие статьи этого номера