Покой нам только снится

В Верховной Раде Украины вновь зарегистрирован законопроект о Севастополе. На этот раз — «как месте дислокации Военно-Морских Сил Украины». Законопроект внесен на рассмотрение народными депутатами от Блока Юлии Тимошенко Юрием Ганущаком, Андреем Сенченко и Юрием Триндюком. Понятия «избираемый мэр города» в очередном варианте закона нет.Необходимость принятия закона «О городе Севастополе — месте дислокации Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины» разработчики проекта объясняют конституционной нормой, согласно которой Севастополь имеет специальный статус. При этом, как говорится в пояснительной записке, город со специальным статусом Севастополь является административно-территориальной единицей, на территории которого осуществляются и функции государства специального характера в части обеспечения размещения и функционирования командования и основной части Военно-Морских Сил Украины. Также особенность статуса города заключается в необходимости выполнения условий соглашения между Украиной и Российской Федерацией «О статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины» от 28.05.1997 о дислокации воинских формирований Черноморского флота Российской Федерации.

При этом такой важный в стратегическом значении город не имеет четко установленных границ, а это «не способствует развитию города, его инфраструктуры, усложняет решение вопросов земельных отношений». Авторы считают, что реализация разработанного ими закона будет способствовать распределению земель государственной и коммунальной собственности и перераспределению полномочий по решению вопросов в сфере земельных отношений, а также улучшит управление земельными ресурсами и усилит ответственность органов публичной власти.

С этой целью на территории Севастополя смоделировано пять общин, а именно: Севастопольская городская община, Инкерманская городская община, Балаклавская городская община, Качинская поселковая община, Орлиновская сельская община. В структуре законопроекта также определяются понятия «староста» и «совет старост», а также их полномочия.

Разработчики проекта утверждают, что данный закон обеспечивает соответствие украинского законодательства нормам Европейского Союза, а административные единицы полностью соответствуют требованиям системы статистических единиц NUTS, что дает возможность претендовать на получение средств из структурных фондов Евросоюза.

Финансирование реализации закона должно осуществляться за счет государственного, местных бюджетов, других источников, не запрещенных действующим законодательством. Расходов требуют образование новых общин, установление и изменение границ административно-территориальных единиц и, конечно же, проведение выборов в новообразованных общинах. Всего капитальные затраты оцениваются в 30 млн грн.

Фактически в статье «Система органов местного самоуправления и местных органов исполнительной власти» закрепляются как основные органы управления городом: орган местного самоуправления — совет Севастополя и местный орган исполнительной власти — Севастопольская государственная администрация. А в общинах избираются председатели общин, соответственно:

— Севастопольский городской голова;

— Инкерманский городской голова;

— Балаклавский городской голова;

— Качинский поселковый голова;

— Орлиновский председатель.

Председатель совета Севастополя, согласно законопроекту, избирается в порядке, определенном действующим законодательством для председателей областных советов, то есть так же, как и в существующем в городе положении. У совета предусмотрены свои исполнительные органы (комитет), которые образуются по решению соответствующего совета.

К особенностям формирования местных бюджетов отнесены средства на компенсацию потерь доходов этих бюджетов от размещения и функционирования командования и основной части Военно-Морских Сил Украины. Также в государственном бюджете Украины могут предусматриваться субвенции бюджету Севастополя на выполнение отдельных функций, вытекающих из специального статуса города.

Какие резкие перемены ожидают севастопольцев в случае принятия данного законопроекта, изложено фактически в переходных и заключительных положениях документа. Например, все районы города ждет ликвидация вместе, соответственно, с районными государственными администрациями. При этом правопреемниками прав и обязанностей районных государственных администраций, их структурных подразделений становятся соответствующие исполнительные органы советов общин, исполнительных органов совета Севастополя, Севастопольской государственной администрации.

«Населенному пункту Балаклава» предоставляется статус города. На период дислокации воинских формирований Черноморского флота Российской Федерации на территории Севастополя у общин и советов существенно снижаются функции самоуправления (в части управления территориями, где дислоцируется ЧФ РФ). А при расчете трансфертов в бюджет Севастополя и бюджетов общин как средств на компенсацию потерь доходов этих бюджетов от дислокации воинских формирований Черноморского флота Российской Федерации размер объема субвенции определяется как для субвенции на компенсацию потерь доходов местных бюджетов от размещения и функционирования командования и основной части Военно-Морских Сил Украины.

Напомним: аналогичный законопроект уже регистрировался народными избранниками в начале 2012 года. Его авторами были народные депутаты Украины Юрий Ганущак, Арсений Яценюк, Иван Кириленко и Юрий Триндюк. Тогда газета «Коммерсантъ Украина» процитировала позицию представителей фракции Партии регионов, «которые до прихода к власти в стране настаивали на необходимости принятия закона о Севастополе». Так вот, утверждает издание, «регионалы» сказали: «За подобные инициативы в нормальном обществе бьют нос».

Другие статьи этого номера