В середине 2011 года группа энтузиастов сумела доказать в самых высоких кабинетах Украины необходимость создания центра регулирования движения судов в акватории Севастополя. В инициативную группу вошли офицеры морских частей погранвойск Украины. Им и было поручено организовать проектирование и строительство центра.»Крымниипроект» с поставленной задачей справился. Рутинная работа по рытью котлована и отливке фундамента шла споро. Благо место выбрано было с учетом специфики будущего предприятия — на восточном мысу Стрелецкой бухты на территории училища им. П.С. Нахимова. Спортивная площадка стала стройплощадкой вовсе без ущерба для физподготовки курсантов.
Один из авторов проекта, Николай Хамин, ныне начальник Азово-Крымского регионального управления госпредприятия «Дельта-Лоцман», отмечает: «Это место находится приблизительно в центре зоны ответственности центра. А зона эта простирается от параллели мыса Лукулл до меридиана мыса Сарыч на удаление от берега до 12 морских миль».
Ввод в эксплуатацию центра — 1 августа 2002 года. Почти в то же время проект шестиэтажной башни центра на Всеукраинском архитектурном конкурсе получил первое место. Сердцем центра регулирования движения судов «Севастополь», входящего в единую систему госпредприятия «Дельта-Лоцман», является операционный зал лоцманов-операторов на пятом этаже. Это просторное помещение с диорамным обзором позволяет визуально наблюдать обстановку на море. Но радиолокационное оборудование дает и электронную картинку местоположения всех судов в зоне контроля, векторы их движения и скорости.
Операторы-лоцманы поддерживают связь с капитанами судов, дают им необходимую информацию для обеспечения безопасности судоходства. Интенсивность работы центра меняется в зависимости от времени года и погоды. Если зимой сопровождать приходится 30-40 судов, то летом — до 70-80. Начальник центра регулирования движения судов «Севастополь» Сергей Коряк интенсивность летнего мореплавания связывает с началом учебно-боевой подготовки на флотах. Около 30-40 процентов объектов на акватории в этот период — военные корабли. Есть положительная динамика и в движении частных моторных яхт, совершающих туристические рейсы.
С введением в строй центра была решена задача передачи функции регулирования движения судов от военных служб Черноморского флота и ВМС ВС Украины сугубо гражданской организации. Все ее специалисты прошли переподготовку по международным стандартам.
Так в Севастополе открылась очередная страница истории морского города. Заявки на движение всех судов, приходящих и покидающих порты города, всех кораблей ВМС и ЧФ, Госпогран-службы Украины принимаются за сутки, обрабатываются в центре, и разрабатывается оптимальный график движения всех объектов.
Сегодня в операционном зале вахту несут три лоцмана и дежурный инженер. Вахта — сутки через трое. Все разговоры и видео-картинки фиксируются компьютерами и записываются на жесткий диск. В течение суток на краткий отдых и для приема пищи может удалиться лишь один из вахты. Есть комната для приема пищи, есть спальная комната и душевые кабинки.
На экранах мониторов — постоянно меняющаяся радиолокационная картинка обстановки внешней и внутренней акваторий Севастополя. Операторы контролируют якорные стоянки и вовремя предупреждают капитанов об аварийном сносе судов. Центр располагает исчерпывающей информацией о метеорологических условиях и прогнозами, участвует в организации и координации аварийно-спасательных работ на море. При желании можно получить точные данные о любом объекте на морской поверхности.
Не так давно появилась еще одна новинка. На Михайловской батарее была смонтирована видеокамера с дистанционным управлением из центра. Под ее обзор попадает почти вся Севастопольская бухта. Можно рассмотреть Владимирский собор в Херсонесе, башню центра «Дельта-Лоцман», главный створ Севастопольской бухты, любые объекты на воде от кораблей до маломерных судов и надувных матрасов. Оператор-лоцман простым движением рукоятки джойстика меняет направление, угол возвышения и масштаб изображения.
Шестой этаж башни куда более скромный, чем пятый, занимает совместный центр наблюдения флотов России и Украины. Здесь свой режим и своя вахта.
Конечно, в каждом кабинете центра есть кондиционеры. Созданы максимально возможные комфортные условия для специалистов и персонала. И все же утомительно 24 часа смотреть «кино про море». Даже на самых современных мониторах. Причем без потери внимания даже на минуту. И в знойные летние дни, и в ветреные зимние стужи все поставленные задачи решаются вовремя и с надлежащим качеством.
Десятилетний юбилей центр регулирования движения судов «Севастополь» государственного предприятия «Дельта-Лоцман» отмечал скромно, в рабочем, так сказать, порядке. В этот день вахта центра приняла поздравления по радиосвязи, руководители — по мобильным телефонам. В свободное от работы время. Большинство капитанов и штурманов, командиров кораблей об этом юбилее и не вспомнят, если даже знали. Вот такая она, незаметная служба лоцманов.