Юрий ШЕВЧУК: «Рок-н-ролл жив!»

Юрий ШЕВЧУК: "Рок-н-ролл жив!"

«Поэзия, прости Господи, должна быть глуповата», — написал как-то Александр Сергеевич Пушкин в письме к Петру Вяземскому. Крупнейший рок-стихотворец нашего времени Юрий Шевчук не устает этот тезис опровергать. Тексты его нового альбома «Иначе» настолько перегружены сложными метафорами, ассоциациями и социально-историческим аллюзиями, что на слух (особенно с первого раза) воспринимаются с трудом. Впрочем, в Севастополь группа «ДДТ» с ее бессменным лидером привезла «облегченную» версию концертной программы — новые песни перемежались со старыми, проверенными временем хитами, а жесткий индустриальный саунд вполне органично соседствовал с акустическими и фри-джазовыми экзерсисами.А начал свое выступление (которое состоялось в Украинском культурно-информационном центре) Шевчук с декламации стихов из недавно вышедшего поэтического сборника «Сольник». Едва успевшая рассесться публика сразу же затихла, а по окончании «литературного пролога» взорвалась бурными аплодисментами. Кстати, в течение всей двухчасовой концертной программы Юрий Юлианович не-однократно обращался к своим поэтическим опусам — возникло ощущение, что традиции 60-х, когда поэты собирали стадионы, все-таки живы (в той или иной форме).

Далее последовал блок прозрачных акустических композиций — «Романс» (из парижского альбома L’Echoppe) и «Вальс» (из альбома «ДДТ» «Единочество. Часть 1»). Эти песни Шевчук исполнил в сопровождении гитариста Алексея Федичева и бэк-вокалистки Алены Романовой.

И вот на сцене появляется группа «ДДТ» в полном составе. Следует заметить, что за последние годы в коллективе поменялись почти все музыканты — на смену «ветеранам» Игорю Доценко и Михаилу («Дяде Мише») Чернову пришла молодая поросль — исполнители совсем иного поколения. В связи с подобными метаморфозами заметно изменился звук (в сторону утяжеления). «Боевик» середины 2000-х «Ларек» прогремел мощно и убедительно. С новой силой зазвучал раздерганный на цитаты текст. «Мы уходим слишком рано, оставляя дребедень», «Красота не исчезает, лишь уходит иногда»… Крылатых выражений из этой песни иной рок-группе хватило бы на несколько альбомов, но Шевчук не склонен к скопидомству — он предлагает публике густой литературно-музыкальный бульон, полумерам здесь не место…

После нескольких проверенных временем композиций группа переходит к совершенно новому материалу. Такого «ДДТ» многие еще не слышали. Песня «Напиши мне, напиши» — жесткий почти колтрейновский свинг, неожиданно переходящий в почти народный распев. «Солнечный свет» — приджазованный нервный рэп, в основе которого — неровный, местами сбивающийся с ритма поэтический материал. Все-таки если проводить параллели между отечественными рок-музыкантами и русскими литераторами, то Шевчук ближе всего к Достоевскому. Понимаю, утверждение спорное, но я имею в виду лишь схожесть некоторых творческих приемов. Дело в том, что Юрий Юлианович, так же, как Федор Михайлович, умеет создавать «заскорузлые» (и, на первый взгляд, не совсем правильные) лексические конструкции, которые «цепляют» читателя (или слушателя), заставляют «споткнуться» и после этого уже распробовать фразу на вкус. В общем, это не литературный фаст-фуд, который можно быстро проглотить и ничего, кроме изжоги, не почувствовать.

На смену «свежеиспеченным» композициям вновь приходят хорошо известные поклонникам «ДДТ» песни. Этот блок завершается фанковым номером «Любовь» (из одноименного альбома 1997 года), где Юрий Шевчук проявляет не только недюжинные вокальные способности, но и хореографический талант — фронтмен группы, вместе с бэк-вокалисткой Аленой Романовой, лихо отплясывает под джазовые рулады трубача Ивана Васильева нечто вроде брейк-данса.

Затем лидер «ДДТ» предоставил возможность своим музыкантам продемонстрировать свое мастерство самостоятельно. Сперва Алена Романова под аккомпанемент клавишника Константина Шумайлова исполнила народную песню «Черные брови». Причем девушка спела с таким неподдельным трагизмом, отчаянной верой в каждое произнесенное слово и поистине «корневой» мощью, что бесчисленные «звезды» сладкого флок-попа (а-ля Надежда Бабкина) «нервно курят в сторонке». Следующая композиция — инструментальная пьеса гитариста Алексея Федичева, исполненная полным составом группы, — легкая джазовая пьеса, отсылающая к музыке Мишеля Леграна и Владимира Косма.

Во второй части концерта (хотя разделить выступление можно весьма условно, поскольку никакого антракта не было) публика смогла насладиться самыми популярными рок-«боевиками» «ДДТ», вперемежку с «бардовскими» песнями Шевчука, которые обычно исполняются на камерных акустических концертах (такие, например, как «Капитан Колесников» — баллада о гибели подводной лодки «Курск»).

Завершилась программа самой, пожалуй, известной лирической композицией Шевчука — «Дождь». Она была записана в Уфе еще в 1981 году во время создания первого магнитофонного альбома группы «Свинья на радуге», и с тех пор не покидает концертные сет-листы команды. «И представил я, город наводнился вдруг веселыми людьми, вышли все под дождь, хором что-то пели и плясали. Черт возьми!» — в каждом слове и звуке ощущение свежести, очищения, кристальной ясности…

Само собой публика так просто «дэдэтэшников» не отпускает. На бис музыканты выдают целую обойму песен, которые люди «от Москвы до самых до окраин» знают наизусть: «Хипаны», «Родина», «Что такое осень?», «Песня о свободе», «Это все, что останется после меня»…

«Рок-н-ролл жив!» — задорно произносит Шевчук, опровергая известное утверждение своего друга и коллеги Бориса Гребенщикова, спевшего о смерти рок-н-ролла еще в середине 80-х прошлого столетия. И судя по реакции зрителей, никто из собравшихся в правоте лидера «ДДТ» не сомневается…

Другие статьи этого номера