Без рекламы!

Без рекламы!

МИНЗДРАВ ЗАПРЕТИЛ РЕКЛАМУ БЕЗРЕЦЕПТУРНЫХ ЛЕКАРСТВ.
В понедельник Министерство здравоохранения опубликовало полный список лекарственных препаратов, которые отныне запрещено рекламировать. Это уже второй шаг по ограничению рекламы медикаментов. До этого дня в стране был наложен запрет на рекламу препаратов, отпускаемых по рецепту врача. Теперь во исполнение части 4 статьи 26 закона Украины «О лекарственных средствах» пришла очередь и безрецептурных.В список, утвержденный минздравовским приказом N 639, вошли 326 препаратов. Следует отметить, что формирование вышеупомянутого перечня лекарственных средств, запрещенных к рекламированию, которые отпускаются без рецепта, осуществлялось в соответствии с утвержденными критериями.

Например, лекарственный препарат содержит наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры. В число таких вошли «валокордин» (содержит фенобарбитал), «Солпадеин» (содержит кодеина фосфат гемгидрат).

Второй критерий: применение лекарственного средства может вызвать синдром привыкания, кроме лекарственных средств для наружного (местного) применения. Например, такие лекарственные средства, как «Пиколакс», «Крушины кора», «Сенны лист».

Также запрещена реклама лекарственных средств, которые применяются исключительно для лечения женщин в период беременности и кормления грудью. Например, такое лекарство, как «Прегнавит».

В список попали и препараты, которые применяется исключительно для лечения детей до 12 лет. Например, «Ибунорм беби», «Анаферон детский», «Адрианол детский».

Кроме того, в перечень попали лекарства, которые применяются для лечения туберкулеза, венерических заболеваний, особо опасных инфекционных болезней, ВИЧ/СПИД, рака и других опухолевых заболеваний, хронической бессонницы, диабета, ожирения (включая лекарственные средства, используемые для уменьшения массы тела), импотенции (эректильной дисфункции). Например, такие лекарственные средства, как «Гепатофит», «Створки плодов фасоли», «Ретинола ацетат» (витамин А), «Кальция глюконат», «Редуктан», «Масло семян тыквы», «Просталад», «Импаза», «Тентекс форте», «Йоддицерин», «Мирамистин».

В список самых популярных препаратов, которые отныне будет запрещено рекламировать, вошли «Амброксол», «АЦЦ», «Валокордин», «Барбовал», «Эфералган», «Називин», «Нурофен для детей», «Оригинальный бальзам Биттнера», «Парацетамол», «Солпадеин» и другие.

Еще в июне украинский Кабинет министров выступил с инициативой о запрете рекламы лекарств в средствах массовой информации. Кроме того, власть инициировала вопрос об усилении ответственности, в том числе и уголовной, для тех, кто нарушает законодательство в сфере оборота лекарств, а также для тех, кто предлагает потребителю фальсифицированные лекарственные средства. Из четырех подготовленных Кабмином законопроектов в лекарственной сфере три были приняты в целом и отправлены на подпись президенту. Собственно, вернулись они с предложениями главы государства.

Один из «завернутых» предусматривает усиление уголовной ответственности «за распространение, изготовление и сбыт поддельных лекарств», второй предлагает внедрение процедуры лицензирования на импорт лекарств, третий исключал возможность получения фармацевтами и врачами какого-либо вознаграждения от фармацевтических компаний.

А вот еще не принятый, а находящийся все еще на ознакомлении у парламентариев законопроект N 10563 предполагает запрет рекламы лекарств в СМИ.

Запрет рекламы лекарств позволит решить проблему с самолечением и самоназначением лекарств, заявила народный депутат от Партии регионов, председатель комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения Татьяна Бахтеева.

«Принятие закона позволило: ввести для всех отечественных производителей обязательные требования надлежащей производственной практики и усилить контроль за соблюдением условий производства лекарств, оптовой и розничной торговли; усилить контроль за качеством ввозимых в Украину лекарственных средств; ввести нормы, существенно ограничивающие рекламу лекарственных средств и БАДов (разрешается реклама только тех лекарственных средств, которые отпускаются без рецепта врача и не внесены Министерством здравоохранения в перечень запрещенных для рекламы лекарственных средств. Запрещено в рекламе БАДов указывать на их лечебное действие)», — отмечает Бахтеева.

Она подчеркнула, что, по данным ВОЗ, смертность от неправильного и неконтролируемого приема лекарств занимает пятое место в мире среди причин смертности.

«Эксперты утверждают, что около 50% приобретенных без рецептов и без назначения врача препаратов куплены абсолютно без какой-либо потребности. Население Украины лечится от одного, а умирает от другого. Остается практически неизменной структура причин смерти: лидирует со значительным отрывом смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы (около 60% в стране умирает от острых инфарктов и инсультов) более 12% — от онкологических заболеваний. В то же время при анализе продажи лекарств в структуре первой двадцатки препаратов (товары на сумму более 1 млрд грн) превалируют — «Эссенциале», «Мезим», «Милдронат», «Анаферон», «Лида», «Карсил», «Линекс», «Арбидол», «Гепабене», «Фестал», «Но-шпа». Такого нет ни в одной цивилизованной стране мира!» — констатировала парламентарий.

По ее словам, в будущем этот список лекарств будет пополняться — теми же «Но-шпой» и «Мезимом». Госпожа Бахтеева считает, что суммы от продаж этих лекарств достигают миллиардов гривен, в то время как их потребление никак не контролируется. Однако возможности внести их в список рецептурных препаратов нет, так как они являются распространенными лекарствами, которыми пользуются люди в случаях недомогания. «Не будет же человек, — заявила Бахтеева, — у которого всего лишь немного заболел живот, бежать к врачу за рецептом».

Отметим, что специалисты, кроме позитива в запрете рекламы лекарств в СМИ, видят еще и определенные негативные моменты. Например, то, что запрет рекламы лекарств может привести к росту цен на лекарственные препараты. Причина такого сценария — необходимость продвижения производителями своего продукта методами, которые предполагают большие затраты. За наш с вами счет…

Кстати
КАБМИН С 1 СЕНТЯБРЯ ВВОДИТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ЦЕН НА ЛЕКАРСТВА

Кабинет министров Украины с 1 сентября 2012 года вводит обязательное декларирование изменений оптово-отпускных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые за счет средств государственного и местных бюджетов.

Соответствующее нововведение предусмотрено постановлением Кабмина N 794 от 13 августа.

Так, декларированию подлежат изменения оптово-отпускных цен без учета пошлины и налога на добавленную стоимость.

Внесенные до 1 сентября 2012 года в реестр оптово-отпускных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения данные считаются задекларированными изменениями указанных цен и действуют в течение срока действия регистрационного удостоверения на соответствующее средство или свидетельства о его регистрации.

Согласно утвержденному Кабмином порядку, декларирования изменений оптово-отпускных цен на лекарственные средства или изделия медицинского назначения осуществляется не реже одного раза в два года.

Фото Дмитрия Метелкина.

Другие статьи этого номера