Счастливый дом для четверых

Любовь Николаевна, Олег Фанфанович, Слава и Соня пришли на открытие городского Центра семьи. Глядя на то, как сильно они похожи друг на друга, человеку непосвященному трудно поверить, что Слава и Соня — приемные дети. Об этой семье мы уже рассказывали на страницах «Славы Севастополя» («С днем рождения, Соня!», номер за 03.09.2011 г.), когда дети всего лишь три месяца жили вместе с приемными родителями. Уже тогда специалисты службы по делам детей СГГА возлагали на Любовь Николаевну и Олега Фанфановича особые надежды. Но даже они не могли предположить, насколько круто (в положительном смысле) за прошедший год изменится жизнь Славы и Сони.- Мы с мужем годами жили с мечтой о собственных детях, — рассказывает Любовь Николаевна. — Когда сообщили о своем решении создать приемную семью, все родственники нас поддержали. А исполниться нашей мечте помог случай: после того как мы переехали в Севастополь, построили двухэтажный дом, обустроили свой участок в 17 соток, стали скучать (родные остались далеко). И тогда муж предложил взять приемного ребенка. Мечтали воспитывать шестилетнюю девочку, прошли специальные курсы. Но девочек такого возраста не было, и нам предложили взять в семью «спокойного и тихого» 12-летнего мальчика. Мы приехали знакомиться. Славику оказалось не 12, а 14 лет, весил он 20 килограммов, не знал ни букв, ни цифр, не умел ни читать, ни писать, ни толком разговаривать…

Честно говоря, от увиденного нам стало жутко. Целую ночь с мужем не спали, думали, что делать. И в итоге Олег сказал, что мы берем Славика. Потому что если не мы это сделаем, то кто? Так в нашей семье появился Слава.

После того как сын освоился в семье, мы решили взять еще и девочку. Спросили у Славы, кого бы он хотел видеть в качестве сестры. И он попросил: «Возьмите Соню!» С ней Слава познакомился в приюте, где девочка жила после того, как ушла от усыновителей. Так у нас появилась дочь.

Когда мы взяли Соню в семью, ей было 9 лет. А через два месяца исполнилось 10. На днях отпраздновали ее 11-й день рождения.

— Не страшно было брать сразу двоих взрослых детей?

— Мы с мужем об этом не задумывались. Конечно, первый год было тяжело с учебой — Славику пришлось все начинать «с нуля». С ним никто и никогда ничем не занимался. Поэтому поначалу нам было очень трудно. Да и Славику было очень нелегко с нами. Ведь мы буквально заставляли его по два часа в день читать, а ведь еще надо было делать домашние задания по школьным предметам.

Поначалу, как Слава только пошел в школу, он не понимал, что пишут на доске, не мог записать домашнее задание. Он даже не понимал, о чем говорят. Читал книгу, и если встречалась такое слово, как, например, «шляхта», то думал, что это русское слово «шахта» по-украински.

И математикой мы с ним все время занимались. Мне приходилось за сына примеры решать. Однажды в его тетради учительница написала: «Зачем списал с решебника?» И тогда мне пришлось во всем сознаться. Я написала в ответ: «Извините, пожалуйста. Мне 60 лет, и я не знаю, что такое решебник. Решаю, как могу».

В общем, когда стало ясно, что Славик не сможет учиться в обычной школе, мы определили его в интернат N 6. И, надо сказать, там сыну очень помогли, за что мы благодарны директору и всем педагогам. Там со Славиком дополнительно и бесплатно занимались по всем предметам. Его научили физике, химии, математике. Даже логопед с ним занимался бесплатно! В этом году он пошел в 9-й класс, по физике приносит шестерки и семерки, хотя мы рады и четверкам, и пятеркам. Главное — он учит предметы! И необыкновенно любит животных. Смотрит про них передачи, берет энциклопедии в библиотеке, читает, а потом рассказывает нам о том, что узнал.

Он теперь вообще много читает. Научился общаться с окружающими. Конечно, Слава пока еще не достиг уровня обычных 15-летних детей, но очень старается. Он уже не чувствует себя ущербным.

— То есть, если бы со Славиком занимались раньше, все у него было бы хорошо?

— Конечно. Он бы математиком был хорошим. Славик очень сообразительный мальчик, любит точные предметы. Конечно, он немного медлительный. Но не пьет, не курит, не ворует, не пропускает уроки, не обманывает. У него масса положительных качеств! И мы стараемся как можно больше ему дать того, что он недополучил в детстве, и отсрочить наступление переходного возраста с присущими ему проблемами. Конечно, после того как Слава окончит девять классов и пойдет учиться в училище, он «окунется» в подростковую жизнь. Но пока, насколько это возможно, мы стараемся оградить его от возможного негатива. Учимся, учимся и еще раз учимся.

— Слава говорит, кем хочет быть?

— Он пока еще не определился. Мы ходили в этом году на ярмарку профессий. Там нас подвели к представителям каждого техникума и училища, мы со всеми переговорили. Предварительно решили, что Слава пойдет учиться на повара, официанта или бармена. Хотя ему очень нравятся компьютеры. Поэтому решили, что если после окончания училища это желание не пропадет, то он пойдет учиться работать на компьютере. К тому времени у него знаний будет еще больше, и все получится.

— А как дела у Сонечки?

— Соня очень одаренная, сочиняет стихи, рассказы. Она — боевая девочка, привыкла в этой жизни все делать самостоятельно. С этой точки зрения поначалу с ней было сложно: захотела гулять — ушла. Да и беречь вещи дети не умели. Как только они пришли в семью, мы сразу же купили им дорогие мобильные телефоны. Но дети их сразу же потеряли. Они не берегли ни одежду, ни обувь, не умели красиво одеваться. Теперь это все позади. Сейчас у нас каждая поездка на рынок перед школой превращается в праздник. Приходим на склад и говорим им: «Дети, выбирайте!» И они в канцтоварах все, что хотят, то и берут. И мы получаем удовольствие от того, что можем себе позволить все это им покупать.

У нас дома есть компьютер, есть автомобиль, трактор, огород. У нас есть все, поэтому заработанные деньги тратим на детей. Стараемся обеспечить их хорошим питанием. Сонечка кушает все. А вот Слава очень капризный в еде. Потому что он не привык к разнообразию. Поначалу месяца три я паками покупала дешевые куриные сосиски. Мне стыдно было их брать, но дети просто не ели ничего другого. И тогда муж сказал: «Покупай, пока не наедятся!» Зато теперь мы уже стали кушать и курицу, и мясные котлетки!

Дети учатся заботиться друг о друге. Когда отмечали день рождения Сонечки, подарили ей сережки золотые. Это был для нее сюрприз! Упаковали подарок в большой пак, и она долго искала в нем коробочку с сережками. А Славик тоже скопил деньги и купил ей красивые бирюзовые сережки. Так что теперь прокололи Сонечке уши, и она сможет носить сережки.

— Дети очень сильно на вас похожи. Они такими были с самого начала или меняются, живя в семье?

— Даже не знаю. Слава таким сразу был — очень сильно похож на меня. А вот Сонечка… Вы же понимаете, что сейчас дети не такие, какими мы их взяли. Полтора года назад Слава был очень худеньким. Теперь вот постепенно приходит в норму, поправляется. Да и Сонечка растет, меняется. Сейчас вот стрижку каре ей сделали в парикмахерской, и ей новая прическа очень нравится.

Может быть, это и неправильно, но мы ни в чем не обманываем детей. Они уже взрослые, понимают, что мы им не родные. Поэтому говорим им так: будете врать, обманывать, воровать, пить, курить, гулять и так далее — значит, нам с вами не по пути. Извините, ребята, но мы будем вынуждены отвезти вас обратно. Да, это наш с вами дом, но мы здесь хозяева. И мы постараемся научить вас всему, что умеем, чтобы вы сами смогли построить такой же дом или даже лучше. И тогда вы будете в своем доме хозяевами. Так должно быть. И они пока принимают наши условия.

Мы хотим вложить в детей всю душу, передать свой опыт, отдать им все, что имеем. Да, порой приходится тяжело, но все трудности компенсируются поселившимися в доме детским смехом и радостью.

В тему

 


ИРИНА НОВИКОВА: «ИЗЪЯТЬ ВСЕХ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ НЕВОЗМОЖНО…»

В Севастополе на базе бывшего Центра профилактики наркомании и ВИЧ/СПИДа (ул. Николая Музыки, 30) открылся Центр семьи, основная задача сотрудников которого — постараться сделать так, чтобы дети имели возможность остаться в своей семье.

— Когда к нам приезжал уполномоченный по правам ребенка Юрий Васильевич Павленко, мы изъявили желание создать в городе Центр семьи, и нас поддержали, — говорит директор Центра социальных служб для семьи, детей и молодежи (ЦСССДМ) Ирина Новикова. — Благодаря работе Центра профилактики наркомании и ВИЧ/СПИДа в городе было очень много сделано. В этом году мы отпраздновали его 20-летие, подвели итоги работы и убедились в том, что прежде всего надо работать с семьей. Потому что если в семье есть зависимость, если в семье неблагополучие, то от этого в первую очередь страдают дети. Теперь в системе социальных служб города есть Центр семьи, где любая севастопольская семья может получить помощь квалифицированного специалиста, социального работника, психолога, юриста. Конечно, в первую очередь нашими клиентами являются семьи, которым необходима помощь государства. Но и вполне благополучные семьи, которые по тем или иным причинам не в состоянии решить возникшую проблему, могут рассчитывать на нашу помощь. Естественно, у нас будет специализация — бывают семьи со стойким неблагополучием или стойкие обстоятельства, которые не может семья решить самостоятельно. И наша задача в этих случаях — постараться сделать так, чтобы ребенок имел возможность остаться в своей семье. Потому что изъять всех детей из неблагополучных семей невозможно, да и ненормально. Поэтому перед нами стоит задача раннего выявления неблагополучия в семье. Формирование родительского понимания потребностей ребенка, функционирование семьи в интересах ребенка — вот в чем поддерживают семьи наши специалисты, психологи, юристы, семейные консультанты. У нас будут проводиться занятия с семьями, в которых есть агрессоры, совершившие насилие над близкими, а также группы взаимопомощи для созависимых. И мы намерены действовать на правах партнерства, так как даже если, на наш взгляд, семья «какая-то не такая», насильно вмешиваться в их жизнь никто не будет. Семья сама должна прийти к решению об участии государства в решении ее проблем. Главное — должно быть взаимодействие, и тогда можно будет оказать помощь семье, и в первую очередь — детям.

У нас разработана специальная программа помощи семьям с детьми, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах. И здесь наша задача — научить ребенка жить в этих условиях, привить ему нравственные ценности, развивать его, научить самостоятельности. Ведь очень часто можно видеть, как в неблагополучных, на наш взгляд, семьях растут очень хорошие дети, которым своевременно кто-то помог (бабушка, учитель и т.д.). И ребенок выстоял, вырос достойным человеком. Мы учим ребят управлять своими эмоциями, не затевать дома конфликтов, правильно и спокойно контактировать с обществом. И у «проблемного» ребенка со временем приходят в соответствие потребности и возможности, адаптируется психика. И он остается жить в своей семье.

Другие статьи этого номера