Хорошо учиться школьнику поможет правильно организованный режим дня

Хорошо учиться школьнику поможет правильно организованный режим дня

Чтобы приносить из школы хорошие оценки, ребенок должен не только выполнять домашние задания, но и отдыхать.Начался новый учебный год. Пожалуй, труднее всех сейчас приходится тем, кто впервые переступил школьный порог: маленькие школьники учатся самостоятельно работать, и очень важно с первых же дней приучить их правильно заниматься дома. И хотя первоклассникам домашние задания не задаются, это не значит, что ребенок не должен ничем заниматься. Лепка, рисование развивают мелкую моторику и укрепляют пальцы кисти, а это необходимая основа успешного освоения письма. Родителям надо набраться терпения и не ругать ребенка за каракули, так как в противном случае можно надолго отбить у него желание учиться. Малышу просто необходимо время для адаптации и постановки руки. По мнению специалистов, также не следует пренебрегать чтением, поскольку в первом классе это основа обучения.

Что касается детей старшего возраста, им желательно соблюдать следующие режимные моменты. После прихода из школы ребенок должен обязательно поесть, отдохнуть, погулять. Не рекомендуется сразу садиться за уроки, сначала следует проветрить комнату, убрать все лишнее со стола, обеспечить его достаточное освещение. Желательно, чтобы комната, где ребенок учится, была отдельной. По крайней мере, не должно быть отвлекающих моментов — посторонних разговоров, включенных телевизора, аудиоплейера, радио, компьютера.

Нужно помочь ребенку так организовать свою деятельность, чтобы он укладывался в рекомендуемое время подготовки домашнего задания. Для учащихся начальной школы (в зависимости от возраста) это время в диапазоне от 45 минут (для первоклассников) до полутора часов (ученики четвертого класса).

Важным моментом в работе является правильное положение за столом. С первых же дней родители должны следить за осанкой ребенка и научить его правильно сидеть. Если он, несмотря на правильно подобранную мебель, постоянно сутулится, то можно порекомендовать такой прием: ребенок самостоятельно нарезает из бумаги несколько ленточек, которыми свободно привязывает себя к спинке стула. Как только он низко склоняется над столом, ленточка рвется и появляется необходимость снова себя привязывать. Сперва это будет мешать, но постепенно у ребенка выработается самоконтроль за своей осанкой и он привыкнет сидеть прямо. Кроме того, в комплекс утренней гимнастики не мешает включить упражнения для укрепления мышц спины.

Каждые 30-35 минут работы необходимо прерывать 5-10-минутными паузами с выполнением физических упражнений. Это будет способствовать снятию утомления и повышению работоспособности школьника.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

1. Исходное положение — стоя, руки вытянуты перед собой. Сжимание и разжимание пальцев кисти с последующим встряхиванием рук. Выполняется 6-10 раз.

2. Исходное положение — стоя, руки на поясе, ноги вместе. Наклоны туловища назад с одновременным попеременным отставлением назад правой или левой ноги и запрокидыванием головы. Выполняется 4-6 раз.

3. Исходное положение — стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Наклоны туловища в стороны. Выполняется 4-6 раз.

4. Исходное положение — стоя, руки на поясе. Приседания. Выполняется 4-6 раз.

5. Исходное положение — стоя, руки на поясе. Прыжки. Выполняется 6-10 раз.

Если ребенок не хочет делать упражнения, то можно просто предложить ему попрыгать, побегать, потанцевать под музыку.

При долгой зрительной работе нужно не забывать делать гимнастику для глаз, которая помогает снять утомление глазных мышц и способствует профилактике близорукости.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ

1. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их на такое же время. Повторить 6-8 раз.

2. Выполняется стоя. Смотреть перед собой 2-3 секунды, затем, держа перед глазами на расстоянии 25-30 сантиметров указательный палец по средней линии лица, смотреть на его кончик 3-4 секунды. Опустить руку. Повторить упражнение 10-12 раз.

3. Выполняется стоя. Поместить перед глазами указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 сантиметров от глаз. Смотреть на кончик пальца 3-5 секунд. Прикрыть левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд. Убрать ладонь и смотреть на палец двумя глазами 3-5 секунд. Повторить те же упражнения с левой рукой.

4. После 25-30 минут зрительной работы можно просто быстро поморгать в течение 20-30 секунд, затем закрыть глаза и посидеть минутку, откинувшись на спинку стула.

Считается, что орган зрения формируется до 15 лет, и дети до этого возраста находятся в группе риска. Наиболее уязвима зрительная система у подростков 11-14 лет. Чтобы школьник не расплачивался за хорошие оценки своим здоровьем, необходимо позаботиться о соответствующем освещении рабочего места. Местное освещение должно совпадать по типу с общим. Так, если в люстре стоят люминесцентные лампы, такие же необходимо использовать и в настольной лампе (более комфортный — желтоватый оттенок). Рабочее место должно быть хорошо и равномерно освещено. Для левшей настольная лампа должна стоять с правой стороны, для правшей — с левой. Настольная лампа необходима и тогда, когда ребенок вечером работает на компьютере — для зрения вредно все время переводить взгляд с подсвеченного дисплея на затемненную клавиатуру.

Для школьных занятий лучше подходит стационарный компьютер, а не ноутбук, так как в этом случае легче следить за осанкой, да и глаза устают меньше, если выдерживается перпендикуляр до экрана. Младшим школьникам можно заниматься за компьютером без перерыва не более 15 минут, подросткам — не более получаса.

Особое внимание необходимо уделять и такому важному режимному моменту, как ночной сон. И недосыпание, и излишне долгий сон снижают работоспособность и ухудшают самочувствие. Продолжительность ночного сна у детей в возрасте 6-7 лет должна составлять 10 часов ночью и 1-2 — днем. Время отхода ко сну — 21.00. Поэтому очень важно, чтобы ребенок, придя из школы, обязательно поспал и днем.

А еще не надо спешить отдавать маленьких школьников в группу продленного дня. Для впервые переступивших школьный порог малышей первые месяцы учебного года — сплошной стресс. И пока ребенок не адаптировался к новым условиям жизни, родителям просто необходимо по возможности быть рядом. Оптимальный вариант — оформить отпуск на сентябрь, чтобы ребенок хотя бы первый месяц чувствовал столь необходимую ему поддержку мамы и папы.

Фото Д. Метелкина.

Другие статьи этого номера