Людмила РАДКОВСКАЯ: «Сегодня мы смело смотрим в будущее»

Людмила РАДКОВСКАЯ: "Сегодня мы смело смотрим в будущее"

Сегодня в Севастополе функционирует около 60 школ. У каждой из них своя история. Но есть одно учебное учреждение в нашем городе, которому досталась, пожалуй, одна из самых сложных судеб. Речь идет о школе N 60. И если бы не отпечаток минувших десятилетий, она могла бы смело претендовать на звание одной из лучших школ города. Когда-нибудь так и будет, а пока главная задача руководства и педагогического коллектива школы — сломать сложившийся стереотип, поднять рейтинг и завоевать авторитет. И, забегая вперед, скажем, что решать эту задачу им удается на 12 баллов.
Сегодня мы беседуем с директором школы N 60 Людмилой Викторовной Радковской. Но прежде поделимся впечатлениями от увиденного.

Когда корреспонденты «Славы» переступили порог школы, была перемена. Ученики спокойно, без толкотни и криков, направлялись в школьный двор. Мы сразу отметили уют и цветущие осенние растения на школьных клумбах. Бросилась в глаза и школьная форма ребят, пошитая по особому образцу. Как оказалось, это одна из визитных карточек школы, а одним из приоритетных направлений ее работы является воспитание учеников в духе патриотизма, любви к своей малой родине, своему городу и уважения к своему государству. Учебное заведение уже несколько лет носит имя Героя Советского Союза, вице-адмирала, героя-катерника Владимира Степановича Пилипенко. При входе в школу находятся мемориальная доска Героя и, опять же, цветы. Цветы в школьном дворе, вестибюлях, классах.

В главном вестибюле гостей школы, родителей и учащихся встречает дежурный командир. От органов ученического самоуправления на этот день он является главным распорядителем учебно-воспитательного процесса школы.

— Людмила Викторовна, расскажите, пожалуйста, нашим читателям об истории школы N 60.

— История школы берет свое начало с 1956 года, когда было построено основное здание. Оно было адаптировано под интернат. В то время в нем обучались дети погибших воинов. Можно сказать, что в те далекие годы это было элитное учебное заведение. Из интерната вышло много достойных людей. Со временем произошла реорганизация, после которой в течение двух лет в интернате обучались дети с нарушением интеллекта.

С конца 80-х годов прошлого века интернат был вновь реорганизован в обычную школу I-II ступеней (1-9-е кл.) под номером 60. С 2003 года учебному заведению добавили еще одну ступень — третью (10-11-е кл.).

Школа ведет летопись, и сегодня мы предлагаем познакомиться с фотографиями из архива и воспитанниками учебного заведения.

В настоящее время педагогический коллектив очень много работает над повышением рейтинга школы. Несмотря на то, что интернат для детей с нарушением интеллекта просуществовал всего два года, в сознании севастопольцев закрепилось мнение, что в школе N 60 обучаются и воспитываются дети из сложных семей.

— Как вы справились с этой ситуацией ?

— В 2003 году, когда я стала директором школы, здесь было много классов, в которых обучались дети с задержкой психического развития. Но педагогическая наука не стоит на месте. Результаты исследований показали, что такие дети добиваются большего, если они находятся в обычных массовых классах и равняются на своих сверстников. Такой опыт применен и в нашей школе. В обычных классах дети с ЗПР стали показывать гораздо более высокие результаты учебных умений и навыков.

На сегодняшний день мы расширяем количество классов, в том числе профильных. Работаем по очень интересной инновационной программе «Росток», которую сегодня внедряют многие школы как нашего города, так и Украины в целом. Это программа естественно-математической направленности. Но главное то, что данная программа предполагает несколько иной подход к обучению детей — индивидуальный. Результаты таковы, что у нас практически отсутствуют двоечники и троечники среди учащихся классов, которые работают по проекту «Росток».

Открываем и классы с обучением на украинском языке. Сегодня таких классов — семь. Среди учителей украинского языка хочется отметить молодых специалистов школы: Наталью Павловну Косарькову и Марину Александровну Вирко, которые прививают любовь и уважение к государственному языку.

С 1-го по 11-й класс учащиеся изучают предмет «Севастополеведение». Мы считаем, что севастопольские ребята должны знать историю города и быть достойными потомками своих славных дедов и прадедов.

— Выражение «кадры решают все», на наш взгляд, к школе относится больше всего. Согласны ли вы с этим мнением?

— Абсолютно верно. Сегодня в нашей школе работает очень много интересных и творческих учителей, которые ориентированы на личностное обучение и воспитание каждого отдельно взятого ученика.

Хотелось бы отметить завучей школы — зам. директора по учебно-воспитательной работе Марину Евгеньевну Леонтьеву и зам. директора по военно-патриотической работе Рубена Рафаэловича Тонояна. Эти люди в течение четырех лет вместе с ребятами участвуют в международном слете «Равнение на Победу», который ежегодно проходит в городе Перми. Слет объединяет детей из многих стран бывшего Советского Союза. Что характерно: Украину на данном слете представляет именно наша школа, о чем «Слава», кстати, рассказывала читателям. Ежегодно в Пермь мы отправляем десять учеников. Они живут в лагере в полевых условиях, участвуют в интереснейшей программе. Этот слет сближает наши страны, детей Украины и России, имеет огромное значение в воспитании патриотов. Дети возвращаются со слета совершенно другими.

В нашей школе полноценно работают кабинеты трудового обучения и воспитания — удалось сохранить их материально-техническую базу. Мало того, мы продолжаем ее совершенствовать. У нас есть опыт открытия технологических классов в старшей школе, где учащиеся получают профессиональную подготовку. И руководят этим процессом замечательные специалисты Александр Иванович Парфентьев и Елена Владимировна Братан. Школьники обучаются резьбе по дереву, обработке древесины и металла, занимаются вышивкой, графическим дизайном и шитьем. Ребятам очень нравятся эти уроки. И основа этого — творческий подход учителей к делу.

А какая у нас интересная начальная школа! 9 лет назад мы с трудом набирали первый класс: пришло всего 4 ученика. Такой был низкий рейтинг у школы. Сегодня ситуация изменилась. В этом году в первый класс мы набрали 58 человек. Этому предшествовала долгая работа по кадровому обеспечению начальной школы, так как родители должны быть уверены, что их дети получат в стенах нашей школы достойное образование.

Хочу отметить Светлану Сергеевну Пенясову, учителя-методиста высшей квалификационной категории. Она пользуется большим авторитетом среди педагогов и передает свой богатый опыт молодежи.

В Севастополе ощущается кадровый голод на учителей физкультуры. Мы приняли решение воспитывать собственных преподавателей из числа наших выпускников, направляя их в профильные вузы. Александра Сергеевна Пушкина и Игорь Геннадьевич Малик вносят огромный вклад в воспитание наших ребят, прививая им любовь к спорту.

Отдельно хотела бы отметить замечательного учителя Веронику Викторовну Осмоловскую — преподавателя английского языка. К ней у меня особое отношение: она выпускница школы N 38, где я проработала более 20 лет.

Вероника Викторовна очень много работает с детьми, в том числе индивидуально. После окончания института она три года стажировалась в Австрии. Ее ученики получают глубокие и прочные знания.

Словом, все работающие в нашей школе педагоги — настоящие мастера и энтузиасты. Спасибо им за это!

— Школа серьезно занимается военно-патриотическим воспитанием молодежи…

— Да, это так. В нашей школе два года назад был открыт музей. Нас связывает тесная дружба с 41-й бригадой ракетных катеров Черноморского флота. Я считаю, что когда в школе нет святого места — это плохо. В 2010 году в канун 65-летия Великой Победы в школе был открыт музей 41-й БРК, он помогает нам воспитывать детей в любви к своему городу. Наши старшеклассники проводят экскурсии по музею. Отмечу, что его посещают не только ветераны 41-й бригады, но и жители микрорайона, школьники.

Огромный вклад в работу музея внесла преподаватель нашей школы по предмету «Севастополеведение» Татьяна Павловна Галушкина. Она же инициировала открытие кабинета севастополеведения, где представлены артефакты древнего Херсонеса, первой обороны Севастополя и Великой Отечественной войны.

Музей — это лишь часть образовательного и воспитательного процесса. Основная работа все-таки ведется учителями.

Вся система воспитательного процесса в нашей школе нацелена на формирование гражданина и патриота.

— Людмила Викторовна, то, что мы увидели в вашей школе, не может не нравиться. Учебный процесс налажен на высшем уровне, царит атмосфера дисциплины и доброты. Думаем, что со временем севастопольцы отбросят предрассудки и будут бороться за право отдать ребенка именно в ваше учебное заведение.

— Большое спасибо. А двери нашей школы открыты для всех желающих обучаться.

На снимке: Л.В. Радковская.


Фото Д. Метелкина.

Другие статьи этого номера