Пятый год подряд гостеприимный ДСОЦ «Ласпи» в сентябре принимал соревнования на Кубок Украины по шоссейным классам автомоделей: три дня над бухтой «ревели» моторы десятков болидов, с утра до сумерек носившихся по замысловатой трассе (0,12 км!), проложенной на ласпинском стадионе.Состязания проводила Федерация автомодельного спорта Украины при активном содействии Министерства образования и науки, Общества содействия обороне Украины, а также «Укрмолодьспорта» и при участии Севастопольской станции юных техников.
По словам главного судьи соревнований В. Резникова, нынешний Кубок собрал еще более представительный состав участников, чем предыдущие: более 100 спортсменов, среди которых — мастера спорта международного класса и мастера спорта — как Украины, так и еще времен СССР. А самому молодому участнику было… 7 лет. Любовь к автомодельному спорту привела их в «Ласпи» из Киева, Одессы, Хмельницкого, Днепропетровска, Тернополя, Харькова, Запорожья и других городов. Гонялись, естественно, и севастопольцы, и крымчане.
Кроме зрелищности, этот вид спорта, коему «все возрасты покорны», хорош еще и тем, что юные спортсмены приобретают рабочие профессии, когда при создании и ремонте своих моделей осваивают токарный, фрезерный, точильный, сверлильный и другие станки. Они активно используют на практике и углубляют свои знания по математике, физике, химии, совершенствуют навыки черчения и дизайна.
Все выступавшие модели делились на два вида: с электромотором и с двигателем внутреннего сгорания (есть еще «багги», но они в этом Кубке не участвовали). А в каждом виде — еще несколько классов, с соответствующими ограничениями и без по мощности и т.д. Но средняя скорость маленьких цветных «молний» на асфальте просто поражала — 50 км/час, а на прямых болиды развивали до 80 км/час! Причем в этом автоспорте все почти так же, как «у взрослых»: свои «конюшни», механики, тренеры, требования по технике безопасности. Есть и дозаправки болидов: на финальных соревнованиях, длящихся до получаса, они проходят каждые 5-6 мин. И тут многое зависит от техников. А если на круге, который модель проходит за 20-25 сек., вдруг «стрельнет» свеча, машина просто сходит с дистанции… Кстати, литр топлива (нитрометан, метанол, синтетическое масло) стоит свыше 100 грн. И его хватает аккурат на одни состязания.
Это к тому, что спорт этот — не из дешевых. А стоимость самой модели исчисляется порой тысячами гривен. Самая простая (чуть-чуть отличающаяся от детской игрушки) уже стоит от 1500 грн. Вот почему так важна для автомодельного спорта поддержка всех возможных спонсоров и меценатов. Ведь благодаря им именно в «Ласпи» у гонок появились два замечательных больших переходящих кубка. Их будут вручать, гравировать на них имена победителей и… ставить в музей до следующих соревнований.
До финалов в каждом классе каждому спортсмену дается по три квалификационных заезда. Так что конкуренция — жесточайшая! Но определяются лучшие. В этом году места в Кубке среди спортсменов без ограничения возраста распределились так: 1. Хмельницкая обл. 2. Одесская обл. 3. Киев. В Кубке среди юношей первенствовали воспитанники Никопольской автошколы, за ней — Хмельницкого ОСОУ и Черкасской автошколы. Среди учащейся молодежи первенствовали юные автомоделисты Днепропетровской, Хмельницкой и Черкасской областей. А на двух сияющих спонсорских кубках первыми выгравируют фамилии: в классе ДТМ-нитро — Алексея Бабченко (Запорожье), в «Формуле-2» — Андрея Косневича (Хмельницкий).
Фото автора.