Основания для отказа в государственной регистрации вещных прав и их обременений

Обращаясь в государственные учреждения или органы местного самоуправления для реализации своих законных прав, граждане нередко получают отказ в удовлетворении заявлений или требований, чаще всего воспринимая его как нечто негативное и непоправимое, хотя нередко причинами для отказа становятся ошибки, допущенные самим заявителем, а именно — неправильное оформление пакета документов или непредставление необходимых правоустанавливающих документов.С 1 января 2013 года в Украине начнет функционировать новая упрощенная система государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, в которой функции регистраторов возлагаются на нотариусов (при удостоверении сделок по отчуждению недвижимости) и соответствующих должностных лиц подразделений Государственной регистрационной службы Украины (во всех остальных случаях).

В связи с этим представляется необходимым разъяснить некоторые положения закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» от 01.07.2004 N 1952-IV (с изменениями и дополнениями) (далее — закон).

Во избежание отказа в регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений заявителю следует обратить внимание на законодательно определенные основания для отказа в проведении такой регистрации, исключительный перечень которых установлен ст. 24 закона, а именно: 1) заявленное лицом право, обременение не подлежит государственной регистрации в соответствии с законом; 2) объект недвижимого имущества размещен на территории другого органа государственной регистрации прав (если объект недвижимого имущества размещен в пределах территории, на которой действуют два и более органа государственной регистрации прав, заявитель может воспользоваться правом выбора органа регистрации для обращения с соответствующим заявлением); 3) с заявлением о государственной регистрации прав и их обременений обратилось ненадлежащее лицо; 4) представленные документы не отвечают требованиям, установленным законом, или не дают возможности установить соответствие заявленных прав документам, которые их удостоверяют. Данная норма не распространяется на случаи, когда неточность в документах возникла в результате ошибки в Государственном земельном кадастре, допущенной после перенесения в него информации о земельных участках из Государственного реестра земель (расположение в пределах земельного участка части другого земельного участка; несоответствие границ земельного участка, указанных в Госреестре земель, его реальным границам; несоответствие указанной в Госреестре земель площади земельного участка ее действительной площади в результате изменения методов подсчета (округления); присвоение нескольким земельным участкам одинаковых кадастровых номеров); 5) заявление о государственной регистрации прав, связанных с отчуждением недвижимого имущества, подано после государственной регистрации обременений, установленных относительно этого имущества. Однако это положение закона не применяется в случаях проведения государственной регистрации прав, их обременений в результате совершения нотариального действия одновременно с совершением такого действия; 6) заявление о государственной регистрации обременений вещных прав на недвижимое имущество относительно предыдущего правоприобретателя подано после государственной регистрации права собственности на такое имущество за новым правоприобретателем; 7) заявление о государственной регистрации вещных прав, производных от права собственности, подано при отсутствии государственной регистрации права собственности, кроме случаев, когда государственная регистрация прав, их обременений в результате совершения нотариального действия проводится одновременно с совершением такого действия; 8) при подаче заявления о государственной регистрации права собственности на предприятие как единый имущественный комплекс, жилой дом, здание, сооружение (их отдельные части), возникшего на основании документа, подтверждающего одновременное получение правоприобретателем также права собственности на земельный участок, не подано заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок; 9) по завершении пятидневного срока со дня получения заявителем письменного сообщения о приостановлении рассмотрения заявления о государственной регистрации прав не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия такого решения; 10) заявление о государственной регистрации прав и их обременений во время совершения нотариального действия относительно недвижимого имущества, объектов незавершенного строительства подано нотариусу, не совершавшему предыдущего действия; 11) заявление о государственной регистрации прав и их обременений в электронной форме подано лицом, которое не является государственным кадастровым регистратором или государственным исполнителем; 12) заявителем поданы те же документы, на основании которых заявленное право и обременение такого права уже зарегистрировано в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество.

При наличии хотя бы одного из вышеперечисленных оснований государственный регистратор должен принять решение об отказе в государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений.

Также следует отметить, что отказ в государственной регистрации прав и их обременений на основании вышеизложенных пунктов 4, 7, 8, 9, 10, 11 не лишает заявителя права повторно обратиться с заявлением к регистратору при условии устранения препятствий для государственной регистрации прав и их обременений.

Отказ в государственной регистрации прав и их обременений на основаниях, не предусмотренным законом Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений», запрещен.

Т. БОНДАРЕВА, главный специалист отдела организационно-методического обеспечения государственной регистрации вещных прав регистрационной службы ГУЮ в Севастополе.

Другие статьи этого номера