Екатерина ЗЛОБИНА, главный редактор альманаха «Артбухта»: «Наш «конёк» — не «раскрученные» авторы, а уникальные…»

Екатерина ЗЛОБИНА, главный редактор альманаха "Артбухта": "Наш "конёк" - не "раскрученные" авторы, а уникальные..."

Год назад единомышленники из Севастополя и Москвы, выпускники Литературного института им. А.М. Горького, решили не ждать, когда их объединят политики, а в меру своих сил делать всё, чтобы интегрировать русскоговорящих людей в общую культурную среду. Они открыли профессиональный литературный сайт «Артбухта», где тщательно отбирали для публикации современные рассказы, стихи, переводы, публицистические статьи, рецензии. Теперь сайт получил продолжение: из типографии вышел первый номер печатного альманаха «Артбухта».
На страницах альманаха — и новые имена, и признанные мастера слова, в числе которых — шестеро севастопольских авторов.
С главным редактором альманаха Екатериной Злобиной побеседовал писатель и критик Платон Беседин.— Доброе время, Катя! Расскажи немного о том, кому и как пришла идея выпускать альманах «Артбухта»? Кто стоял у истоков?

— В какой-то момент мы с моей однокурсницей Натальей Баевой поняли, что хотим и можем помогать талантливым авторам и талантливым читателям находить друг друга. Это — во-первых, а во-вторых, нам хотелось доказать всем разуверившимся, что русскую литературную традицию рано списали, а книги — отпели. Сделать это можно было только одним способом: стать издателями.

— Насколько я знаю, сначала появился портал «Артбухта»…

— Да, 8 июля прошлого года. Мы с самого начала решили действовать по методу «сарафанного радио»: начали с небольшой группы соратников, и постепенно круг авторов и читателей становился шире, люди фактически приводили друг друга «за руку». За год у нас опубликовались более 150 авторов из Украины, разных регионов России, Армении, Белоруссии, Эстонии, Германии, Казахстана, Швеции…

— Альманах стал продолжением электронного ресурса?

— Интернет — это, конечно, замечательно и очень удобно, но в какой-то момент мы поняли, что многие работы, представленные там, достойны составить книгу, которую будет нестыдно предложить читателям. Книга, альманах — в некотором смысле продолжение ресурса, но это не копия, а совершенно самостоятельная «форма жизни».

— Само название альманаха рождает севастопольские аллюзии. Насколько это севастопольский альманах?

— Отсюда всё и началось. Поскольку исторические корни редакторов альманаха — севастопольские, то мы изначально хотели, чтобы альманах имел непосредственное отношение и к нашему родному Севастополю, и к его традициям, и к его духу. Выбирая название, мы осознанно привязали его к нашему топониму — Артбухте, чтобы таким образом демонстрировалась и продолжалась связь Севастополя с Россией, с русской историей и культурой. Название — это символ, флаг, под которым мы работаем.

Кстати, в истории с названием не обошлось без курьёза (вот где в который раз убеждаешься, что значение слова определяет судьбу): предлагая его, я не сразу призналась своим московским коллегам, что «Арт» — это сокращение от слова «Артиллерийская». И вот так этот воинский дух, спрятанный в Артбухте, поселился у нас и вечно «спорит» со своим «культурным», творческим смыслом. Это очень интересно отражается на нашей работе: на сайте, например, мы много дискутируем, и всегда это очень непростые, нелицеприятные дискуссии. И очень часто и нам, редакторам, и нашим авторам в этих идейных столкновениях приходится делать сложный выбор: на какую сторону встать, чью правду исповедовать? Разве это не напоминает исторические и жизненные реалии Севастополя?

— Напоминает, конечно. Но, как вы лодку назовёте, так она и поплывёт. Сегодня можно констатировать тот факт, что в Севастополе появилось ещё одно солидное литературное издание?

— Я надеюсь, что когда-нибудь об этом будут так говорить. Мы обещаем много над этим работать. Я бы гордилась, если наш скромный проект считали севастопольским.

— Из ваших, скажем так, побратимов кого ещё выделяете?

— Есть «мэтр» — замечательный альманах нашего севастопольского Литобъединения имени Озерова — «Севастополь». Не так давно появился интересный исторически-документальный альманах «Морской архив». Есть очень талантливый, дерзкий, современный сетевой проект «Брик-а-Брак».

Надеюсь, что наша «Артбухта» найдёт свое место в этом ряду. Мы не конкуренты. Наша задача — не просто вывести севастопольских авторов и наши традиции «в мир», продемонстрировать наши возможности, а интегрировать пишущих и читающих на русском языке людей в единое культурное пространство, наладить живую связь с соотечественниками в России, Содружестве и в дальнем зарубежье…

— Тот факт, что альманах по сути создан выпускниками Литинститута, накладывает ли определённые обязательства, задаёт ли некую концепцию?

— Нас в Лите научили прежде всего никогда не глумиться над собственной историей и над собственным прошлым, а самым серьёзным образом их изучать. Научили понимать значение Слова и ответственность, которую оно налагает на автора. Научили помнить о том, что настоящая Литература — это служение людям, Родине и искусству, а не один из легких способов заработка или способ потешить свое самолюбие. Всё это мы не имеем права забывать, чтобы нашей альма-матер не было за нас стыдно.

Может быть, кому-то покажется, что это слишком пафосно звучит. Я не вижу в таком пафосе ничего плохого, без пафоса никакого воспламенения никакой идеей невозможно. Пафос ведь в первом и главном своём значении — это «душевный подъем», вызывающий сильные чувства. И, безусловно, всё это отражается на концепции.

— Тогда пару слов о самой концепции вашего альманаха…

— Мы делали его как единое произведение, как своеобразный роман в прозе и стихах, пытаясь с помощью произведений наших очень разных по стилю и характеру авторов как можно полнее ответить на вопросы о нашем времени и о его «жителях», о том, что больше всего сегодня волнует людей. В книге семь «глав», название каждой — «говорящее». К примеру, первая глава называется «Принцип домино». В ней рассказы собраны так, чтобы читатель мог составить себе картину, что представляет собой современное общество, проследить, как наши каждодневные решения и реакции могут, накопив определенный заряд, обрушить линию жизни, будто доминошные костяшки, или, наоборот, восстановить её…

— Какова редакторская политика вашего альманаха?

— Для нас принципиально, чтобы автору было что сказать, чтобы в произведении была ясная мысль, выношенная и выстраданная, и чтобы он говорил об этом всерьёз, даже если он шутит или высказывается на грани фола. Бессмысленные игры со словом надоели. Мы хотим искать истинное значение каждого слова, восстанавливать его первоначальный вес. Красиво складывать слова — не очень сложно. Сложно — не навредить читателю и при этом не наврать.

Генри Миллер сказал примерно следующее: литература никого ничему научить не может, она может только дать понять, как велика и значима Жизнь. Так вот, мы ищем авторов, которые ставят перед собой такую задачу.

— Многие начинающие издания стараются привлечь раскрученных авторов. Вы пытались делать нечто похожее?

— Мы шли совершенно иным путём. Собираясь выпускать книгу, объяснив цели, бросили клич: кому интересно, кто хочет поддержать? И, на наше счастье, откликнулись настоящие «зубры». Например, поэты Геннадий Николаевич Красников и Александр Игоревич Хабаров. Часть своего знаменитого «Дневника» предоставил нам бывший ректор, ныне завкафедрой литмастерства Литературного института, писатель Сергей Николаевич Есин. Издатель А. Галин дал нам возможность познакомить севастопольских читателей с творчеством Т.С. Элиота. Наш «конёк» — не «раскрученные» авторы, а уникальные.

— Насколько широко представлены в альманахе севастопольские авторы?

— В первом номере альманаха — работы шести севастопольских авторов. Это молодой, очень перспективный поэт Виктор Цатрян, прозаики Виктор Лановенко, Виталий Надыршин, Владимир Вавилов, критик и прозаик Платон Беседин, который тебе, наверное, знаком, и ваша покорная слуга. Кстати, Александр Хабаров — тоже севастополец.

— Мы поговорили об авторах, редакторах, а кто ваш читатель?

— «Артбухта» — не для заумных эстетов, она — для самого широкого, но глубокого читателя. Для того, кто привык задумываться о прочитанном, кто воспринимает литературу не как развлечение, а как пищу для ума и души.

— Знаю, что у вас планируется ряд презентаций альманаха. Чем будете заманивать и чего ждать тем, кого заманили?

— Заманивать не будем. Боимся, что придут те, кому «не нужно». Потому и говорим, мол, это будет ужасно скучно: соберутся люди, чтобы говорить о русской литературе и культуре, опять пристанут к Пушкину, Бродскому, Платонову, поставят ребром вопросы о Жизни и Смерти, Любви и Ненависти, материальном и духовном, о Родине и эмиграции, будут слушать хорошие стихи, прозу, смотреть фильм о поэте русского зарубежья Георгии Иванове…

Мы на самом деле очень рады, что нам предоставлена возможность поговорить по душам и на одном языке с теми, кто считает себя принадлежным к русской культурной традиции. Ждём всех, кто устал выслушивать смешки, пытаясь обсудить романы Достоевского и Толстого.

— Тогда как часто ожидать выхода альманаха «Артбухта»?

— Надеемся выпускать его дважды в год. А там поживём — увидим.

Другие статьи этого номера