Есть возрастные особенности, о которых родители иногда забывают

Есть возрастные особенности, о которых родители иногда забывают

Учебный год набирает обороты. Не секрет, что школьная жизнь гораздо многограннее, чем просто учеба. В классе каждому школьнику приходится учиться выстраивать отношения, искать свое место в большом коллективе, преодолевать самые разные препятствия. На этом пути стать верными помощниками призваны практические психологи (психологи, работающие в школе). В чем заключается работа практического психолога, чем может быть полезен такой специалист? Об этом — в интервью с заведующей Центром практической психологии и социальной работы Института последипломного образования Севастопольского городского гуманитарного университета Ольгой КИРЕЕНКОВОЙ.— Ольга Павловна, как давно появились практические психологи?

— В начале 90-х годов в школах были открыты ставки практических психологов. Поначалу специалистов не хватало, но в настоящий момент севастопольские школы укомплектованы такими специалистами на 95 процентов. Там, где их нет (по существующим нормативам полная ставка практического психолога открывается, если школа насчитывает более 700 учащихся), организовываются выездные консультации. Например, в сельскую зону.

— В чем заключается основная задача практического психолога?

— Объем работы достаточно большой. Здесь и диагностика, и коррекционно-восстановительная, развивающая работа, и психологическое просвещение, и консультирование. Практический психолог должен уметь охватить все возрастные группы. Условно мы делим учащихся на три категории: начальная школа, основная школа и старшая школа. Безусловно, каждая группа имеет свои различия и особенности.

— Что особенного в начальной школе?

— Адаптация первоклассника к школе — первое, на что обратит внимание практический психолог. На этот процесс обычно отводится несколько месяцев, в которые проводятся развивающие занятия, направленные на профилактику дезадаптации учащихся, затем практический психолог проводит дополнительное исследование. Этот анализ может быть весьма полезен классному руководителю, родителям ребенка для выстраивания отношений и системы работы с ним.

Одной из причин дезадаптации у первоклассников может быть несформированная мотивация к обучению, что создает препятствия для успешной учебы, в результате повышается уровень тревожности и, как следствие, возможны нарушения поведения. Также высокий уровень тревожности может быть связан с завышенными требованиями родителей к своему ребенку, что тоже сказывается на учебе. Например, процесс обучения идет хорошо, а на контрольных и самостоятельных работах ребенок показывает неоправданно низкие результаты. Вероятно, он не может справиться с волнением и ему надо помочь.

— Каким образом?

— Оказать эмоциональную, психологическую поддержку, не завышать требования к обучению. Надо помнить, что все мы разные и каждый способен на что-то свое. Нередко именно родители создают напряжение, возлагая непомерно высокие ожидания на ребенка.

— Далеко не все взрослые разбираются в детской психологии, но при этом каждый родитель уверен, что знает своего ребенка «на все сто».

— Есть возрастные особенности, о которых родители, находящиеся во власти своих взрослых проблем, иногда забывают. Совет специалиста поможет посмотреть на жизнь школьника его глазами. Мы всегда рекомендуем родителям посещать общешкольные, классные собрания, на которых выступает практический психолог с полезной информацией о возрастных особенностях, об особенностях успешного обучения детей и т.п. Можно проконсультироваться с ним и индивидуально.

— Мне кажется, в нашем обществе еще не до конца изжито предубеждение, что консультации такого рода специалистов нужны при каких-то отклонениях от норм поведения и что лучше не привлекать внимание такого рода.

— Совершенно напрасно. Во-первых, существует кодекс психолога: все, что происходит и проговаривается в кабинете, — конфиденциально. Результат работы практического психолога выливается только лишь в рекомендации. Родители, учителя могут к ним прислушиваться, а могут и нет. Я уверена, что люди, свободные от предубеждений, обращаются к практическому психологу не только тогда, когда возникают какие-то проблемы, а когда есть заинтересованность лучше понять, раскрыть индивидуальные особенности своего ребенка. Например, что касается выявления и дальнейшего развития лидерских качеств. Это очень интересная тема.

— Средний возраст школьника — что здесь характерно?

— Начальная школа позади, начинается другой этап. Новые предметы, новые учителя, уровень требований выше. У кого-то из учеников уже появились постоянные друзья, а кто-то так и не научился общаться. Все, что создает в школе психологический дискомфорт, не может не отразиться на успеваемости. Любые конфликты и недоразумения лучше начинать решать в начальной их стадии, и здесь также может быть полезен практический психолог.

— Современные классы — это, как правило, коллектив около 30 человек. Ребята все разные. Среди них есть общительные, замкнутые, застенчивые, агрессивные ребята. Особенно трудно приходится новичкам…

— Негативные проявления в поведении могут оказаться на самом деле защитной реакцией ребенка. Чем они вызваны? Может, проблемами в школе или в семье. Дети часто копируют своих родителей или же идут «от противного». Особенно это проявляется в спонтанных ситуациях, когда нет времени на раздумывания. В любом случае ребенка надо научить просчитывать последствия своего поведения.

Но один практический психолог здесь малоэффективен. Нужно тесное сотрудничество практического психолога, классного руководителя, семьи. Существует много тренингов, например: как выходить из конфликтной ситуации, как научиться говорить «нет», толерантное (воспринимать других такими, какие они есть) отношение к людям.

Что же касается новичков, то это тоже относится к проблеме толерантности и умению строить взаимоотношения. Этому надо учить. Люди часто не принимают друг друга, потому что они разной религии, национальности, социального статуса.

— Допустим, адаптация к школе была успешной, средний возраст пройден. Что же, с точки зрения практического психолога, чаще всего беспокоит старшеклассников и чем может быть полезен практический психолог им?

— Школьники продолжают учиться выстраивать отношения, в том числе с противоположным полом. Не скрою, с этим связано много стрессовых ситуаций. Наряду с этим ощутимое беспокойство приносит вопрос профориентации. Кем быть? Куда пойти дальше учиться? Диагностика, проведенная практическим психологом, поможет выявить склонности, психологическую предрасположенность к той или иной профессии.

— Каковы критерии успеха деятельности практического психолога?

— Безусловно, это доверие как учеников, их родителей, так и педагогического коллектива. Если есть контакт, обратная связь, если психологический климат в школе в целом можно назвать благоприятным, значит, усилия, знания психолога не пропали даром.

— Спасибо за беседу.

Фото Д. Метелкина.

Другие статьи этого номера