Новые задачи по повышению квалификации руководителей и специалистов служб персонала государственных органов

Реформирование системы управления персоналом на государственной службе является приоритетным направлением модернизации государственной службы Украины, определенным президентом Украины в контексте внедрения программы экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство».Со вступлением в силу новой редакции закона Украины «О государственной службе» возникает необходимость усиления стратегической роли служб персонала (кадровых служб) в системе государственного управления, сосредоточения их на аналитической и организационной работе по кадровому менеджменту, прогнозирования развития персонала, планирования карьеры государственных служащих и обеспечения их обучения по вопросам внедрения нового законодательства о государственной службе.

Для внедрения нового закона Украины «О государственной службе» Национальным агентством Украины по вопросам государственной службы разработаны все нормативно-правовые акты, определенные в «Национальном плане действий на 2012 год» и обеспечена реализация подготовительных мероприятий по обучению по вопросам внедрения нового законодательства о государственной службе руководителей государственной службы, руководителей служб персонала в органах государственной власти.

Во исполнение подпункта 200.1 «Национального плана действий на 2012 год» по внедрению программы экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» Нацгосслужбой Украины в сотрудничестве с Национальной академией государственного управления (НАГУ) при президенте Украины разработана и утверждена программа краткосрочного тематического семинара по повышению уровня профессиональной компетентности руководителей государственной службы в государственных органах, органах власти Автономной Республики Крым или их аппарате, руководителей и работников служб персонала государственных органов по вопросам внедрения нового законодательства о государственной службе.

Нацгосслужбой Украины в сотрудничестве со Школой высшего корпуса государственной службы, Центром адаптации государственной службы к стандартам Европейского Союза, НАГУ при президенте Украины и ее региональными институтами, региональными и отраслевыми учреждениями повышения квалификации государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления была обеспечена организация краткосрочных тематических семинаров по вопросам внедрения нового законодательства о государственной службе.

Во исполнение подпункта 200.2 «Национального плана действий на 2012 год» Нацгосслужбой Украины разработаны и утверждены профили профессиональной компетентности должностей государственных служащих Нацгосслужбы Украины. С целью обеспечения практического применения нового законодательства приказом Нацгосслужбы Украины N 148 от 20.07.2012 были утверждены методические рекомендации по разработке профилей профессиональной компетентности должностей государственной службы в государственных органах, органах власти Автономной Республики Крым или их аппарате, а также предоставлена консультативно-методическая помощь заинтересованным органам государственной власти.

Согласно статье 9 нового закон Украины «О государственной службе», Национальным агентством Украины по вопросам государственной службы издан приказ от 05.03.2012 N 45 «Об утверждении «Типового положения о службе персонала органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или их аппарата». Новое законодательство о государственной службе смещает акценты с кадрового делопроизводства, которое сейчас доминирует в кадровых службах, к управлению персоналом. В частности, новыми задачами службы персонала являются: осуществление раз в 2 года подготовки проекта программы экзамена (тестов) для проведения конкурса на занятие должностей государственной службы; определение специальных требований к опыту работы и других требований к профессионально-квалификационному уровню лиц, претендующих на занятие должностей государственной службы; осуществление планирования карьеры в органе государственной власти.

Инновациями нового закона Украины «О государственной службе» стали положения о проведении конкурса на занятие вакантных должностей государственной службы. Согласно статье 20, Нацгосслужбой Украины издан приказ от 05.03.2012 N 43 «Об утверждении «Типового порядка проведения конкурса на занятие должностей государственной службы». Закон устанавливает единые процедуры принятия на государственную службу независимо от статуса органа и должности, за исключением особенностей назначения на должности государственной службы группы I. Предполагается качественное изменение подхода к проведению конкурса путем сдачи экзаменов (тестирование) и собеседования, а не сдачи экзамена на знание Конституции Украины, законов Украины «О государственной службе» и «Об основах предотвращения и противодействия коррупции». Новый закон Украины «О государственной службе» предусматривает порядок проведения конкурса на занятие должностей государственной службы: опубликование объявления о проведении конкурса; прием документов и их предварительное рассмотрение на соответствие; проведение тестирования, собеседования и отбор кандидатов; проведение специальной проверки и объявление повторного конкурса.

Также новыми задачами для руководителей служб персонала в органах государственной власти является проведение тестирования на знание законодательства с учетом специфики функциональных полномочий соответствующего государственного органа и его структурного подразделения, а также проведение структурированного собеседования с целью выявления соответствия лица соответствующим профилям профессиональной компетентности.

Согласно части 2 статьи 20 закона Украины «О государственной службе», Нацгосслужбой Украины издан приказ от 05.03.2012 N 44 «Об утверждении «Порядка ведения личных дел государственных служащих». Кроме документов, предусмотренных действующим «Порядком…», личное дело должно содержать письменное согласие на проведение специальной проверки, справку о результатах специальной проверки, медицинскую справку о состоянии здоровья, копию трудовой книжки. Рассматриваются предложения по совершенствованию формы личной карточки и системы обработки персональных данных.

Новыми задачами, возложенными на руководителей и работников служб персонала органов государственной власти, стали:

— разработка профилей профессиональной компетентности должностей как нового поколения требований к конкретной группе должностей государственной службы и лицам, претендующим на занятие этих должностей. В отличие от квалификационных характеристик должностей профили профессиональной компетентности должностей государственной службы и требования к лицам, претендующим на занятие этих должностей, разрабатываются к конкретным должностям государственной службы, что исключает дублирование должностных обязанностей;

— проведение функционального анализа с целью распределения профессиональной деятельности на структурные элементы — основные должностные обязанности по определению требований к знаниям, умениям, навыкам и других требований к уровню профессиональной компетентности лиц, претендующих на занятие должностей государственной службы, по каждой из них;

— применение механизма оценки знаний, умений, навыков и других требований к уровню профессиональной компетентности государственных служащих или лиц, претендующих на занятие должностей государственной службы в государственных органах, со стороны субъектов назначения как средства определения параметров требований к квалификации.

Внедрение нового закона Украины «О государственной службе» ставит новые задачи перед руководителями и работниками служб персонала, что позволит службе персонала (кадровой службе); планировать и организовывать мероприятия, направленные на совершенствование правового регулирования государственной службы; организовывать мероприятия по поступлению на государственную службу, прохождению и прекращению государственной службы; владеть инструментами оценки уровня профессиональной компетентности и инструментами оценки уровня результатов служебной деятельности государственных служащих; прогнозировать развитие персонала, планирование карьеры государственных служащих, обеспечивать их обучение и осуществление постоянного мониторинга эффективности работы.

Внедрение современных практик и технологий управления персоналом в системе государственной службы и обязательное повышение квалификации государственных служащих и руководителей государственной службы в государственных органах, органах власти Автономной Республики Крым или их аппарате, руководителей и работников служб персонала государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым или их аппарате позволит усовершенствовать систему управления персоналом на государственной службе, обеспечит объективный процесс приема и прохождения государственной службы и укрепит профессиональную состоятельность государственной службы.

Другие статьи этого номера