Сакральные краски

Сакральные краски

Сравнительно недавно севастопольцы принимали у себя делегацию Фонда имени Екатерины Бакуниной из Твери. Его создала общественная организация врачей — православных верующих, кстати, не единственная в Российской Федерации. Но, скорее всего, не они побудили людей с активной жизненной позицией в Украине обратиться в своей деятельности к вечным ценностям. Несомненно, это было инстинктивное желание. В фойе Севастопольского центра культуры и искусства в эти дни работает выставка произведений живописи, организованная Крымским отделением Ассоциации художников-христиан. В своём начинании они получили поддержку со стороны управления культуры и туризма городской государственной администрации и местной общественной организации «Твоя победа».Оправданно, что центральное место на этом показе художественных работ отведено полотнам, авторы которых обратились к библейским сюжетам и персонажам. Такова, например, картина черниговского художника Олега Бойко «Омовение ног». На полотне воссоздан известный из Святого Писания эпизод с участием Иисуса Христа и его учеников.

Спаситель вышел из семьи, главой которой был плотник. И Христа киевский живописец Евгений Пискунов изобразил с плотницким инструментом.

Надолго приковывают внимание подлинных ценителей изобразительного искусства произведения ещё одного столичного мастера — Бориса Михайлова: «Начало искупления», «Умножение хлебов» и «Чудо со статиром». Под магическим воздействием этих картин мы в праве были ожидать чуда в зале. И оно произошло. У полотен Бориса Михайлова надолго задержался руководитель Севастопольского отделения Национального союза художников Украины Иван Грищенко.

— С Борисом Михайловым я учился искусству живописи в профильном вузе Ленинграда, нынешнего Санкт-Петербурга, — сказал Иван Михайлович. — Верите, узнаю почерк однокашника.

Такова взволновавшая душу нашего художника неожиданная виртуальная встреча с товарищем, которого давно не видел. В зал Центра культуры и искусства Ивана Грищенко привёл не только профессиональный интерес. Ведь сам Иван Михайлович на вернисаже представлен оригинальной работой с изображением Георгия Победоносца, копьём поражающего Змия. Вместе с ним приезжих художников (главным образом киевлян и феодосийцев) поддержали ещё несколько севастопольских коллег: Наталья Плисс, Виктор Коваленко, Игорь Шипилин…

Вспомним «Грачи прилетели» Саврасова, «Над вечным покоем» Исаака Леветана, другие пейзажи художников-классиков. В их эпоху обязательной деталью произведений этого любимого народом жанра являлась церквушка. Похоже, это время возвращается. На полотнах художников-земляков на фоне пленительного моря, буйной южной растительности — Владимирский собор, Георгиевский монастырь, храм в Орлином.

Храмово-религиозная тематика интересна ещё одной севастопольской художнице, Екатерине Букурос, первое знакомство с которой, собственно, и состоялось на этой выставке. Одна она представила на суд зрителей свыше десяти картин. В отдельных из них («Золотые врата рая», «Прикосновение света») пульсирует философская мысль. Молодая художница также любит животных: тигров, львов, волков, грациозную антилопу, птиц. Рукой художницы любовно, изящно выписана каждая шерстинка, каждое пёрышко.

У живописцев был хороший предшественник. По версии некоторых авторитетных исследователей, до наших дней дошли иконы кисти евангелиста Луки. На выставке со зрителями общался приезжий священник отец Юрий. Он сказал, что многие батюшки и сейчас немало времени посвящают сакральной живописи. Она, по мнению отца Юрия, открывает для людей, в первую очередь для молодёжи, один из путей, чтобы приблизиться к Господу.

С этой миссией, как было заявлено на открытии представителем руководства Ассоциации художников-христиан (заметим: межконфессиальной) Александром Островерхом, выставка уже побывала в Киеве, Феодосии. Её ждут в Макеевке, а также в крымских городах.

На снимках: Римма и Александр Островерх с отцом Юрием; Полотна севастопольских художников И. Шипилина и Н. Плисс, а также Риммы Островерх (Феодосия).

Фото автора.

Другие статьи этого номера