Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 15o

Времена года Севастопольского художественного

Тема «Времена года» является одной из основополагающих в мировом искусстве. К ней обращались художники во все времена бытия человечества и в разных видах искусства. Поэтому интерес стал закономерным и естественным, как сама жизнь, течение...

Тема «Времена года» является одной из основополагающих в мировом искусстве. К ней обращались художники во все времена бытия человечества и в разных видах искусства. Поэтому интерес стал закономерным и естественным, как сама жизнь, течение которой подчинено смене сезонов.В европейском искусстве изображение времен года и в соответствии с ним — занятий человека восходит еще к античности. Первое подробное описание смены сезонов и труда земледельцев упоминается в сочинении древнегреческого поэта Гесиода «Труды и дни». В изобразительном искусстве — немного позже: в рельефном фризе с афинского Акрополя сезоны уже делятся на месяцы, где фигуры изображены с атрибутами, характеризующими каждый месяц.

Именно в культуре Древней Греции сформировалось представление о зодиаке и его знаках — 12 созвездиях, расположенных вдоль видимого годового пути Солнца среди звезд. В Древнем Риме традицию развили далее, включив представления о мире и соотнеся их с четырьмя сторонами света, четырьмя временами суток, четырьмя возрастами человека и т.п.

В это время становится хорошим тоном расписывать в жилищах интерьеры столовых на тему времен года (в домах могло быть по четыре столовые для каждого сезона, учитывая для здоровья освещение и тепло). Впоследствии в богатых европейских домах было принято украшать столовые картинами на эту же тему. Овидий в «Метаморфозах», сравнивая круговорот сезонов с кругом жизни человека от рождения до смерти, привносит в нее символико-философское звучание.

Многие европейские художники разных столетий, обращаясь к легендарному произведению, создали знаменитые живописные шедевры. В средние века получает распространение рукописная молитвенная книга — часослов, с расписанными по месяцам праздниками святых и иллюстрациями к календарю сезонных работ. В дальнейшем тема времен года в европейском искусстве обретает новые нюансы и прочтения, расширяясь в духе поисков своего времени и представлений о целостности цикличной структуры мироздания.

В русском искусстве значительно позже наблюдается обращение к временам года. В 1-й половине XIX века зазвучит в поэтическом реализме А.Г. Венецианова и его учеников, при созерцании произведений которых вспоминаются гениальные стихи А.С. Пушкина.

Не всегда эта тема в своей «аграрно-сезонной» гармонии человека и природы будет преобладать. Критический реализм передвижников на каком-то этапе ее обострит, внесет диссонанс во взаимоотношения человека и природы, нарушит синкретичность циклической модели времен года. Но в то же время с его определяющим отношением к национальной теме и реалистическому видению откроет дорогу к дальнейшему развитию от созерцания величия природы в область тонких чувств и переживаний.

Замечательные художники Товарищества передвижных художественных выставок, стоявшие у истоков реалистического пейзажа, И.И. Шишкин и А.К. Саврасов, утвердили значимость национального пейзажа, где природа естественна, правдива и адекватна восприятию человека. Но творческие методы этих мастеров были различны. Шишкин изображал все то, что наделено постоянством и неизменностью: русский лес с могучими деревьями, стабильно-устойчивое время года — лето и зима, но чаще лето, время суток — как правило, полдень (реже — ночь), почти всегда ясную погоду («Ручей в лесу»). Саврасова привлекает иной мотив: уголок деревенской глуши с его будничностью и неказистостью, тонкие лиственные деревья (березы и осины), переходные времена года (весна или осень), любое время суток, любая погода («Весна»). Пейзажист-лирик Саврасов открыл «пейзаж настроения» для последующих поколений.

Его ученик И.И. Левитан, овладев эффектами пленэрного письма, совершил новый шаг. Через передачу тонких нюансов цветовых отношений он создал «дышащий мир природы», ее ускользающей красоты («Лес зимой»). Мировосприятие Е.Е. Волкова близко саврасовскому. В его пейзажном творчестве слышны разные интонации: от меланхолии до тихой грусти в сочетании с панорамным видом академической композиции.

Много личностного в пейзаж вносит талантливый мастер И.И. Ендогуров, рано ушедший из жизни. Два его произведения, написанные в светлой с дымкой цветовой гамме, наполнены тихой грустью. Они посвящены весне и осени тех краев, где он находился, поправляя свое здоровье («Весна на Корсике», «Осень в Крыму»).

На рубеже веков в пейзаже, как и во всем отечественном искусстве, происходят не только стилистические, но и содержательные изменения. И.С.Остроухов сочетает обстоятельность передвижнического «рассказа» с монументальностью и обобщением мотива ранней весны («Ранняя весна»). К.А. Коровин, хотя и является частично продолжателем традиций Саврасова, находит свой путь — в русле импрессионизма, используя градации чистого цвета («Гурзуф»).

Два значимых творческих объединения — «Мир искусства» и «Союз русских художников» — сформировали художественные принципы, по которым в дальнейшем развивалось национальное искусство. Эстетизм «Мира искусства» тонко воплощен в миниатюрной композиции К.А. Сомова «Летний пейзаж».

Значительное место в экспозиции занимают произведения пейзажистов, которые не теряя традиций, внесли много нового и в подходы к темам, и в пластические решения. Несомненно, привлекает внимание свободная живописность картин И.Э. Грабаря, В.Н. Бакшеева, С.В. Малютина…

Рядом с картинами мэтров экспонируются произведения севастопольских художников, ставших уже классиками: П.П. Мирошниченко («Осень»), Н.В. Василенко («Голубой букет»), А.И. Сухоруких («Весна в Севастополе»)…

Все мастера отечественного искусства, представленные на выставке «Времена года», не только воспевали красоту природы, но и ценили жизнь человека, пребывающего в гармонии с ней. Интерес к этой теме вполне закономерен. Художники размышляют об устройстве мира, о вечности и человеческой жизни, о неумолимом течении времени и его ежегодном возобновлении — круговороте природы.

Выставка приурочена к дню рождения Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого. Сорок пейзажных работ из музейных фондов выдающихся 35 мастеров отечественного искусства разных поколений и разных живописных направлений не только доставят зрителю эстетическое наслаждение, но и напомнят, что природа и человек — неотъемлемые части мироздания.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ