90 лет — инженерной части северного укрепления Севастополя

90 лет - инженерной части северного укрепления Севастополя

27 октября инженерная воинская часть в торжественной обстановке в присутствии руководителей Черноморского флота и города отметила 90-летний юбилей создания 1-й инженерной воинской части ЧФ. Она была сформирована 15 октября 1922 года как Севастопольская отдельная крепостная саперная рота, а в последующем стала отдельным саперным батальоном, 178-м инженерным батальоном, 355-м отдельным морским инженерным батальоном, 160-м отдельным морским инженерным батальоном. Часть прошла славный боевой путь.История инженерной части была неразрывно связана с развитием инженерных войск армии и флота. Впервые регулярные саперные части были созданы еще в середине ХVII века французским маршалом и инженером С. Вобаном. В России регулярные саперные части были сформированы при Петре I. В 1701 году была создана первая инженерная школа. В числе ее выпускников (а в последующем — и Николаевского инженерного училища) значились М.И. Кутузов, писатели Ф.М. Достоевский и А.В. Григорович, физиолог И.М. Сеченов, профессор музыки, композитор и генерал Ц.А. Кюи. В области развития военного инженерного искусства ведущие позиции занимают генералы-профессоры А.З. Теляковский и К.И. Величко. Их последователями были генералы Р.И. Кондратенко (строитель укреплений в Порт-Артуре. Погиб в 1904 году в ходе русско-японской войны) и Д.М. Карбышев (строитель Брестской крепости. Погиб в феврале 1945 года в концлагере Маутхаузен). В период обороны Севастополя 1854-1855 гг. свои лучшие качества проявили выдающийся русский инженер Э.И. Тотлебен и его сподвижники — руководители подземной минной войны А.В. Мельников, П.В. Преснухин, А.П. Орда, командир 6-го саперного батальона В.П. Ползиков. В последующие годы инженерная наука продолжала развиваться. В годы Великой Отечественной войны проявили себя руководители инженерных войск РККА и фронтов генералы Л.З. Котляр, И.П. Галицкий, А.Д. Цирлин, М.П. Воробьев, А.И. Прошляков. Генерал А.Ф. Хренов руководил инженерной обороной Одессы и Севастополя в 1941-1942 гг. Начальник инженерных войск Приморской армии полковник Г.П. Кедринский, начальник инженерного отдела ЧФ военный инженер 1 ранга В.Г. Парамонов, начальник инженерного отделения береговой обороны ЧФ майор П.И. Бухаров погибли на боевых постах.

В послевоенные годы инженерные войска армии, как и инженерные части ВМФ, получили свое дальнейшее совершенствование и в настоящее время выполняют задачи по инженерному обеспечению действий войск и сил флота.

В предвоенные годы саперы Черноморского флота активно участвовали в мероприятиях ЧФ по боевой подготовке, созданию и совершенствованию инженерной инфраструктуры базирования кораблей и воинских частей, а в годы Великой Отечественной войны, особенно в период обороны Севастополя 1941-1942 гг., выполняли задачи по созданию системы инженерной обороны, а зачастую непосредственно участвовали в боевых действиях.

С мужеством и отвагой сражался инженерный батальон при обороне северного укрепления на Северной стороне, отражая в течение 3 суток яростные атаки немецко-фашистских войск. Руководители обороны старший лейтенант А.М. Пехтин и политрук К.М. Бурец вместе с личным составом сложившегося гарнизона погибли смертью храбрых, не отступив ни на шаг. Противнику удалось ворваться на территорию укрепления, только пройдя по телам погибших защитников. Никто из командного состава живым в плен не сдался.

Северное укрепление на Северной стороне было построено в 1807-1811 гг. под руководством инженера и генерала Гартонга. В 1834 году инженером и полковником К.И. Бюрно укрепление было модернизировано, в период Крымской войны в нем дислоцировался гарнизон в 3800 человек во главе с контр-адмиралом Ф.Д. Бартеньевым. В 1900 году — дислокация саперной роты. В 1905 году саперы участвовали в революционных событиях, за что это подразделение было расформировано и укрепление превращено в военную тюрьму. С 1922-го по 2009 год, в течение 85 лет, это место — дислокация инженерной части ЧФ.

В послевоенный период и по настоящее время главными задачами флотских саперов являлись и являются сплошное разминирование местности, изъятие, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов, оставшихся после Великой Отечественной войны, инженерное восстановление пунктов базирования сил флота и их дальнейшее развитие. За мужество и героизм, проявленные при разминировании, отличие по службе и усердие 85 офицеров, прапорщиков, старшин и матросов удостоены государственных наград.

Личный состав батальона не только принимал непосредственное участие в мероприятиях боевой подготовки Черноморского флота на территории Крымского полуострова и за его пределами (в том числе и за границей СССР), но и решал задачи в интересах города-героя Севастополя: был первопроходцем в строительстве Северного мола, в закладке парка Победы. Неоднократно принимал участие в ликвидации последствий паводков, снежных заносов на улицах Северной стороны, оползней и обвалов в прибрежной полосе, аварий на городских инженерных коммуникациях.

В 2009 году в ходе организационных мероприятий Черноморского флота 160-й ОМИБ был переформирован в отдельную морскую инженерную роту, которая является продолжателем боевых традиций старших поколений, постоянно совершенствует свое боевое мастерство, участвует в работе совета ветеранов инженерной воинской части.

Фото автора.

Другие статьи этого номера