Зарегистрировать собственность станет проще

А УЗНАТЬ О ЕЁ ВЛАДЕЛЬЦЕ, КАК И РАНЬШЕ, БУДЕТ НЕВОЗМОЖНО.
С 2013 года принципиально изменится порядок регистрации прав на недвижимость: вместо бюро технической инвентаризации ее будет осуществлять Государственная регистрационная служба (Укргосреестр). Насколько упростится процедура? Что нужно будет сделать, чтобы продать квартиру, начиная с нового года? Попробуем разобраться.ПРОЩАЙ, БТИ?

До недавнего времени регистрацию права собственности на недвижимость осуществляли местные власти в лице коммунальных предприятий — бюро технической инвентаризации.

Реформа в этой сфере напрашивалась уже давно. Каждый, кто хоть раз обращался в БТИ, знает: более коррумпированной и непрозрачной структуры не найти. Бесконечные очереди, сложные правила подачи документов, длительный срок регистрации — все это превратило, казалось бы, простую процедуру в неиссякаемый источник наживы для одних и унижающее ограбление для других.

Как это бывает на практике? Скажем, вы хотите продать квартиру, для этого вам нужно обратиться в БТИ и получить специальную справку — выписку из реестра прав собственности. Срок выдачи справки — четырнадцать рабочих дней. Но этим не обходится. Для выдачи выписки бюро должно провести инвентаризацию вашей квартиры, отправив на место своего работника. И вот самое интересное: срок проведения инвентаризации не входит в общий четырнадцатидневный срок. А значит, «четырнадцать рабочих дней» могут длиться месяцами. Приобрели квартиру — вам снова в БТИ для регистрации права собственности. И снова ожидание.

С 1 января функция регистратора будет передана Укргосреестру, чьи отделения будут работать по всей стране. Что же будет с БТИ? Коммунальные предприятия по-прежнему будут проводить инвентаризацию и готовить проектную документацию, однако теперь только для новопостроенной недвижимости. Обычным гражданам в бюро необходимо будет обращаться в случае, если они совершили перепланировку своего жилья — для изготовления нового технического паспорта.

С нового года в случае продажи квартиры проводить обязательную инвентаризацию не нужно. Такая позиция, наверное, будет закреплена в новом законе «О технической инвентаризации».

В БУДУЩЕЕ С НАДЕЖДОЙ

Передача функций регистратора от БТИ к Укргосреестру положительно повлияет на граждан, которые будут продавать или покупать новое жилье с нового года. С 1 января для продажи квартиры не нужно будет получать выписку из реестра прав собственности. Нотариусы, которые по-прежнему будут заверять операции с недвижимостью, будут иметь доступ к электронному реестру прав собственности и смогут увидеть и распечатать выписку прямо у себя в офисе.

После заключения договора новый владелец квартиры вообще не должен будет еще куда-то идти — нотариус, заверив договор, сможет сразу регистрировать право собственности на недвижимость. Поэтому нотариусы — и частные, и государственные — будут работать как регистраторы Укргосреестра.

В этом случае срок регистрации не сократится, он по-прежнему составит четырнадцать рабочих дней. Зато выездная инвентаризация проводиться не будет, а соблюдение сроков обещают строго контролировать: первый визит человека с документами будет фиксироваться в электронной базе. Это позволит отслеживать каждый случай нарушения сроков регистрации. Поэтому есть надежда, что «четырнадцать рабочих дней» продлятся ровно четырнадцать рабочих дней. Кстати, с 2014 года планируют сократить этот срок до 5 рабочих дней.

На фоне в целом позитивных изменений в чем-то ситуация не переменилась. Как отмечают специалисты, реестр прав собственности как был, так и останется закрытым для общественности. Получить информацию можно только о своем имуществе. С 1 января право доступа к реестру, кроме регистраторов, будут иметь еще и частные нотариусы, однако «заглянуть» туда они смогут только непосредственно в момент оформления договора. Похоже, власти пока не готовы показать обществу, кто чем владеет в этом государстве.

СПРАВКА:

На сегодняшний день Укргосреестр насчитывает 583 регистрационные службы. Расположены они преимущественно в районных центрах.

Адреса регистрационных служб можно найти на официальном сайте Укргосреестра www.gov.ua в разделе «О службе».

В регистрации службу нужно будет обращаться только по поводу новопостроенной недвижимости. Идти в регистрационную службу, а не к нотариусу, по поводу регистрации права собственности на недвижимость нужно будет еще и в том случае, если такое право возникнет на основании не договора, а других документов, скажем, судебного решения, свидетельства о праве на наследство и т.д.

В ТЕМУ:

Сейчас парламент дорабатывает этот закон, поскольку к нему были определенные замечания у главы государства. Однако и Верховная Рада, и президент сходятся в одном: проводить осмотр помещений каждый раз, когда меняется собственник, не нужно. Если у покупателя есть подозрения, что имели место какие-то незаконные перепланировки, тогда он может настаивать на проведении инвентаризации и обращаться в БТИ.

«Голос Украины», 27 октября 2012 г.

Другие статьи этого номера