Харьков связан с жизнью и творчеством выдающейся певицы недавнего прошлого — Клавдии Шульженко. Здесь состоялся VI Международный фестиваль эстрадной песни её имени. На этом популярном творческом соревновании успех выпал на долю Надежды Мироводовой — вокалистки из Севастополя.— Из сообщений прессы известно, что организаторами фестиваля выступили Министерство культуры Украины, Харьковский городской совет, Государственная дирекция международных концертных и художественных программ «Арт-Украина», Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого»…
— С приветственными и добрыми пожеланиями к нам, участникам фестиваля, обратились президент Украины Виктор Янукович, министр культуры страны Михаил Кулиняк, глава Харьковской областной государственной администрации Михаил Добкин, харьковский городской голова Геннадий Кернес. Кроме этих и некоторых других высоких должностных лиц, телеграммы со словами тёплых пожеланий поступили от признанных мэтров эстрады: Аллы Пугачёвой, Иосифа Кобзона, Софии Ротару, Надежды Бабкиной, Таисии Повалий.
Фестиваль эстрадной песни имени Клавдии Шульженко «стал одним из знаковых событий в культурной жизни не только Украины, но и далеко за её пределами, в том числе и в дальнем зарубежье», — написал нам Игорь Кемпер-Шульженко, сын певицы.
— Имена, высокие должности, проникновенные обращения — всё это свидетельствует о высоком уровне, на котором в Харькове проводился фестиваль.
— Обратите ещё внимание на то, что его жюри возглавила народная артистка СССР Эдита Пьеха. Вместе с ней в составе жюри также работали заместитель министра культуры Украины Тимофей Кохан, поэт Юрий Рыбчинский, художественный руководитель музыкального театра «Дьекан» Григорий Тумберг (Израиль), заведующий кафедрой режиссуры Белорусского государственного университета культуры и искусств Пётр Гуд и другие видные деятели искусств — отечественные и зарубежные.
— Надя, скажите, пожалуйста, удалось ли справиться с понятным в этой обстановке волнением?
— Не скрою, были мгновения, когда меня одолевали сомнения и робость…
— Ещё бы, фестиваль был очень сильным по составу. Например, в своё время харьковчанка Виктория Венникова была первой по итогам Международного конкурса эстрадной песни имени Исаака Дунаевского. Она победила также на III международном вокальном фестивале-конкурсе «Ялта-2005», в Париже на международном фестивале «Открытая Европа» завоевала «Гран-при», удостаивалась звания лауреата на фестивалях в Дрездене (Германия) и Лешно (Польша)…
— Пространные, скажем так, послужные списки и других участников фестиваля. Луганчанин Владислав Сытник, например, завоевал «Гран-при» на фестивалях «Жемчужины Украины», «Молодая Галичина», «Новые имена» в Ханты-Мансийске.
— Но и вы, прежде чем ехать в Харьков, познали вкус побед: первые места на ХХI Киевском «Песенном вернисаже», на столичном «Жемчужины Украины». Фестиваль-конкурс «Первоцвет» принес вам «Гран-при». В вашей богатой коллекции есть и другие почётные награды. Надя, когда вы впервые запели и с чем это было связано?
— Первым моим увлечением были танцы. Посещала занятия в кружке при Доме культуры «Севастопольский». В десятилетнем возрасте я заявила, что буду ещё и петь в родной средней школе N 17 — в руководимых заслуженным работником культуры Украины Людмилой Николаевной Красницкой «Жаворонушках». С концертами мы ездили не только по родному городу, но и в Ялту, Херсон, до Владимира-Волынского доехали. В Бердянске нас принимали не единожды.
— Но родители сказали: нельзя ставить под угрозу успеваемость в школе…
— А откуда вам это известно?
— Догадался.
— Действительно, настал день, и мне предоставили возможность выбирать, что по сердцу: танцы или вокал. Я предпочла вокал. Очень скоро я вновь встала перед судьбоносным выбором. Но обо всём по порядку. 2005 год. К этому времени я училась в одном из вузов родного Севастополя с мыслью получить профессию психолога. А сама мечтала о песне, о сцене. В том году с сольным концертом в наш город приехал маститый Михаил Поплавский.
— Если память мне не изменяет, он выступал в Украинском культурно-информационном центре. Зал был переполнен слушателями.
— А я возьми и передай на сцену записку: «Хочу спеть вне программы». Не выдержала. Михаил Михайлович разворачивает клочок бумаги: «Кто здесь нашлась такая смелая? Приглашаю на сцену». Столичная знаменитость думала, что в последний момент я, испугавшись, не решусь использовать предоставленный мне шанс. Но я его не упустила. Акапельно, то есть без музыкального сопровождения (откуда ему было взяться), спела известную украинскую песню «Соловейко».
— Очень нелёгкую, к слову, для любого исполнителя…
— После того, как прозвучала последняя нотка шедевра украинского вокального искусства, в зале на несколько секунд воцарилась глубокая тишина. Потом раздались аплодисменты. А Михаил Поплавский сказал, что принимает меня учиться эстрадному пению в возглавляемый им в Киеве Национальный университет культуры и искусства, добавив: без экзаменов и на бюджетной основе.
— Можно представить, что творится в душе, когда сбывается мечта всей жизни…
— В Киеве, у Михаила Поплавского, вступительные экзамены сдавала месяц спустя. В сопровождении мамы я поехала в столицу. Михаила Михайловича на месте не оказалось. Мы сказали членам приёмной комиссии: так, мол, и так, директор обещал зачислить меня без вступительных экзаменов и учить на бюджетной основе. Председатель приёмной комиссии словно студёной водой нас окатил: «Ничего не знаю. Будете поступать на общих основаниях».
— Вы были в шоке?
— Шок — это мягко сказано. Но я не из тех, кто отступает. Нам удалось найти репетиторов, ведь предстояло сдавать экзамены по предметам начальных и средних музыкальных учебных заведений. Увы, мне не пришлось обучаться ни в музыкальной школе, ни тем более в музыкальном училище. Тем не менее вступительные экзамены были сданы успешно…
— Выручил экзамен по специальности, то есть вокал?
— Вне сомнения, он был профилирующим. Но и по остальным дисциплинам спрос учиняли нешуточный. Конкурс ведь был достаточно серьёзный.
— Назовите, пожалуйста, своих педагогов.
— Училась в классе народной артистки Украины Лидии Михайленко. В прошлом она пела в составе популярного трио «Лыбидь». Занятия с нами также вели Виктор Шпортько, Павел Зибров, Наталья Бучинская и другие известные среди ценителей вокала титулованные артисты. Разными способами нам внушалась мысль о том, что у настоящего артиста должна быть постоянная практика, что он обязан отличаться активностью.
— И вы выходили на сцену… С кем?
— С Поплавским, Могилевской, Шпортько… Это вместе с репетициями — большая школа. Записывалась на проводившиеся в Киеве кастинги, телепроекты «Крок до зiрок», «Наша пiсня», «Хочу в ефiр». На втором курсе Михаил Михайлович предложил мне и Алексею Шпортько, сыну известного певца, поехать в Харьков на фестиваль эстрадной песни имени Клавдии Шульженко.
— С Алексеем у вас был дуэт?
— Каждый выступал как солист.
— Применительно к артистической семье Шпортько: яблоко далеко откатилось от яблони?
— Алексей очень талантлив. Он сам торит свой путь. Я слежу за его творчеством и отмечаю рост мастерства как певца. Но в Харькове шесть лет назад мы с ним не стяжали славы. Приехали в Киев ни с чем. Расстроились, конечно.
— У вас не сложилось впечатление, что призовые места на фестивалях и конкурсах могут определять до их начала?
— Верите, я об этом ни разу не думала. Для себя решала напряжённей работать дальше. Часто до ночи засиживалась за инструментом. Все пять лет в университете получала повышенную стипендию.
— Но вернёмся, Надя, в Харьков…
— Мне кажется, что мы с вами и не оставляли, как представляется, главную тему нашего разговора. По условиям фестиваля каждый его участник должен был исполнить песню из репертуара Клавдии Шульженко и одну — по своему выбору. Я исполнила зажигательную «Креолку» и современную песню «Померещилось».
— Ну и как?
— Спросить бы об этом жюри, если бы такая возможность представилась. Я же могу судить лишь по фактам. Случайно в зале оказался один из авторов песни «Померещилось». Он поздравил меня и сказал, что отдельные места у меня получились выразительнее, чем у первой исполнительницы произведения — Ирины Аллегровой. Автор разрешил исполнение песни «Померещилось» и в будущем. Такой вот подарок. Представитель Беларуси в жюри пригласил совершить гастрольное турне по городам его страны. На гала-концерте меня определили первой запевающей при исполнении знаковой в творчестве Клавдии Шульженко песни о синем платочке «что был на плечах дорогих».
— Этот вопрос, наверное, я должен был задать первым: как вы оказались на фестивале? Всё-таки где Севастополь, а где Харьков. Тем более со времени предыдущего фестиваля минуло чуть более шести лет.
— В Севастополь мне позвонил автор, директор, художественный руководитель фестиваля, заслуженный работник культуры Украины Константин Шердиц. Загадка: где он узнал мой телефон? Полагаю, не без доли иронии он поинтересовался, не стала ли я уже заслуженной артисткой. Далее разговор перешёл в деловое русло. «Мы здесь, готовясь к предстоящему фестивалю, посмотрели видеозапись предыдущего, — сказал Константин Шердиц. — Но ты и без экранного образа запомнилась. Приезжай».
— У вас есть амбиции в творчестве?
— В мои 24 года — как без них? Вуз я окончила с красным дипломом. В Киеве меня приглашали в Академию искусств преподавать вокал. Долго думала. Всё-таки не решилась взойти на кафедру преподавателя. Ведь в аудитории полно моих сверстников, есть и студенты постарше. Рано мне идти в преподаватели вуза. Хотя из посещений расположенной на территории Киево-Печерской лавры Академии искусств извлекла некую пользу. Я спросила себя: «Может ли преподаватель без концертной практики научить студента вокалу?» Этот вопрос стал темой моей научной работы. Материал для неё я собирала по всем киевским профильным учебным заведениям.
— Это у вас нет концертной практики?
— Надо начинать с деток. В настоящее время в Балаклавском центре культуры и досуга я веду занятия в вокальной студии «Мир надежды».
— Какие надежды вы намерены воплотить в своих воспитанниках?
— Хочу, чтобы они приходили с надеждой научиться петь, двигаться на сцене, уверенности в себе. А главное — воплощение этих надежд.
* * *
Недавно в большом зале Балаклавского центра культуры и досуга состоялся первый творческий отчёт учащихся руководимой Надеждой студии. Градус эмоций зрителей нарастал и достиг верхней точки к финальной части концерта, что может свидетельствовать о его успехе. При этом программа выступлений Надежды Мироводовой и её воспитанниц — Александры Прокопенко, Анны Гуковой, Татьяны Савиловой, Веры Фельде, Надежды Тетьянко — содержала минимум раскрученных хитов, а в основном произведения композиторов: Якова Машарского, Сергея Курочкина, Вячеслава Демина, поэтов: Ольги Золотокрыльцевой, Николая Бандурина, Павла Любимова, Надежды Гентаренко и других севастопольских авторов. С ними Надежда Мироводова с удовольствием сотрудничает. Делать открытия — ещё одна страсть молодой исполнительницы и педагога.
На снимке: Надежда Мироводова.