Инновации в дошкольном воспитании: актуально, современно, необходимо

Инновации в дошкольном воспитании: актуально, современно, необходимо

Интеллектуальный потенциал и творчество становятся необходимыми личностными качествами в современном обществе, позволяющими человеку адаптироваться в быстро меняющихся условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Сегодня необходимо создание условий поступательного развития личности, в основе которого, безусловно, будет лежать инновационный процесс. И качественное дошкольное образование сегодня рассматривается как необходимый резерв повышения качества и доступности последующих ступеней образования.НАСКОЛЬКО ВАЖНЫ ИННОВАЦИИ В ДЕТСКИХ САДАХ?

Хотелось бы обратиться к словам известного философа Френсиса Бэкона, который сказал: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед». Это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании — необходимость, продиктованная самой жизнью.

Без внедрения новых идей и технологий в работе каждого дошкольного заведения невозможно реформирование всей системы дошкольного образования. Развитие образовательных систем происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества. Поэтому в настоящее время в сферу инновационной деятельности включены практически все дошкольные учебные заведения. Педагоги вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, развитие его способностей, позволяющие обеспечить вариативность учебно-воспитательного процесса, учитывающие индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ ИННОВАЦИИ?

Потребность в инновации возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом. А общая цель инновационной деятельности — улучшение способности педагогической системы учебного заведения достигать качественно более высоких результатов образования.

Решает ли «инновационная деятельность» проблему охвата маленьких севастопольцев дошкольным образованием?

Да, безусловно. Этот вопрос находится сейчас в центре внимания Севастопольской городской государственной администрации и общественного мнения. Конкретно у нас в детском саду, согласно Региональной программе, с 2011 года функционирует группа кратковременного пребывания для детей 5-летнего возраста с 3-часовым режимом работы. В сентябре этого года открыта группа для 25 малышей Гагаринского района за счет использования внутренних резервов дошкольного учебного заведения. В любом случае такие преобразования смело можно назвать инновациями, которые приобретают у нас в городе масштабный характер.

КАКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНО?

Проблемы сохранения и укрепления здоровья детей всегда актуальны. Развитие ребенка не должно сводиться только к усвоению знаний, а предполагает развитие мыслящей, деятельной, творческой, но главное — здоровой личности. Здоровье и умственное развитие ребенка должны быть взаимодополняющими и взаимоопределяющими пластами в системе формирования целостной личности. А использование здоровьесберегающих технологий в работе с до-школьниками положительно влияет на совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. Тем более что основной контингент наших воспитанников — это дети с нарушением речи. Психолог, социальный педагог, учителя-логопеды и воспитатели умело сочетают интерактивную среду со здоровьесберегающими технологиями.

У нас, например, создан игровой комплекс «Волшебный мир», который включает в себя три блока: среда темной сенсорной комнаты, среда светлой сенсорной комнаты и среда комнаты для сенсомоторного развития (сенсорное воспитание — это целенаправленное развитие ощущений и восприятий).

Сенсорная комната (аналогов в Севастополе нет) — это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие анализаторы. Среда темной сенсорной комнаты определяется как интерактивная среда (от англ. interaction — «взаимодействие»). Учитывая то, что участниками взаимодействия являются взрослый — ребенок (дети); ребенок — ребенок, интерактивность среды раскрывает характер и степень взаимодействия между ними, формирует между ними обратную связь. Интерактивная среда, позволяющая наладить совместную исследовательскую деятельность и взаимообучение детей, учитывает потребности ребенка в признании и общении, в проявлении активности и самостоятельности, творческой инициативы.

Одним из главных условий темной сенсорной комнаты является создание затемнения, достаточного для того, чтобы наблюдать светоэффекты. Оборудование в сенсорной комнате можно разделить на два основных функциональных блока: релаксационный — в него входят мягкие покрытия, пуфики, подушечки, маты, матрасы, кровати, сухой бассейн, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и релаксационная музыка; активационный — в него входит всё оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и для ног, интерактивное оборудование последнего поколения.

Сенсорная комната позволяет выполнить следующие процедуры психологического и психотерапевтического воздействия: релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения, стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности, фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и познавательной активности, развитие воображения и творческих способностей, коррекцию психоэмоциональных состояний. Нашим воспитанникам очень нравится в игровой форме заниматься в сенсорной комнате, в основном это индивидуальные подгрупповые занятия.

Важной составляющей современного образовательного процесса детского сада является создание интерактивной среды, позволяющей существенно расширить возможности взаимодействия ребенка с информационными ресурсами.

ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ЛИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ?

Да, конечно, наш детский сад имеет мультимедиа и оснащен компьютерным классом. Обучение детей дошкольного возраста никогда еще не было столь привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа-технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации из окружающей социальной среды.

Интерактивные средства обучения, компьютеры, становятся отличными помощниками в диагностике развития детей: внимания, памяти, мышления, речи, навыков учебной деятельности и т.д. Это активизирует познавательную активность детей, расширяет их кругозор, повышает общую культуру родителей в вопросах воспитания, обеспечивает координацию усилий всех участников воспитательного процесса. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа-программы, активизируют познавательную деятельность детей и усиливают усвоение материала.

У нашего детского сада имеется собственный сайт в сети Интернет, который предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни в дошкольном учебном заведении, группе, расписании занятий, проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях, а также много полезной информации для педагогов.

Промежуточными результатами внедрения инноваций в нашем детском саду можно считать и обобщение передового педагогического опыта, индивидуальные творческие проекты, разработанные педагогами для прохождения процедуры аттестации на высшие квалификационные категории, а также перспективное планирование по инновационным направлениям, методические разработки, дидактические и наглядные пособия, а самое главное — это высокие показатели знаний наших выпускников.

Потенциальные возможности развития ребенка в дошкольном возрасте огромны, следовательно, огромна и ответственность педагогов в создании условий для полноценного и всестороннего развития способностей и талантов, которые заключены в каждом ребенке. Об этом необходимо помнить.

Другие статьи этого номера