Полномочия государственного регистратора

С 1 января 2013 года начнет действовать предусмотренная законом «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» единая система государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений. Созданный государственный реестр станет единой национальной информационной системой, содержащей сведения об объектах недвижимости, правах, обременениях, а также субъектах таких прав.Непосредственное взаимодействие с гражданами на местах будут осуществлять как органы государственной регистрационной службы — отделы государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество в лице государственных регистраторов, так и нотариусы, в определенных законом случаях, в качестве специальных субъектов.

К полномочиям органа государственной регистрации прав относятся: проведение государственной регистрации прав и обременений или отказ в таковом; предоставление информации; ведение учета бесхозного имущества и Государственного реестра прав (далее — реестр) в целом. Первичной структурной единицей является государственный регистратор (далее — регистратор), которым может быть гражданин Украины с юридическим образованием и стажем работы не менее двух лет.

Законом Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» (далее — закон) определен круг полномочий государственного регистратора, регламентирующий право устанавливать соответствие заявленных прав и поданных документов требованиям законодательства, отсутствие противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами и обременениями.

При проведении регистратором государственной регистрации правовой оценке подлежат: соблюдение обязательной письменной формы сделки и ее нотариального удостоверения (в случаях, установленных законом); соответствие полномочий заявителя, поданных документов и информации, содержащейся в реестре; установление факта выполнения условий сделки, с которыми законом, договором (соглашением) связана возможность проведения государственной регистрации возникшего, перешедшего или прекращенного права на недвижимость или обременение такового; проверка наличия зарегистрированных обременений прав на недвижимое имущество: в установленных законом случаях выдает собственникам свидетельство о праве собственности, предоставляет информацию, содержащуюся в реестре.

Во время проведения государственной регистрации прав, которые возникли и были зарегистрированы в установленном порядке до 1 января 2013 года, регистратор запрашивает необходимую информацию либо документы у органов и организаций, которые на момент регистрации законодательства проводили такую регистрацию и которые в трехдневный срок обязаны предоставить регистратору ответ.

Осуществляя деятельность, регистратор ведет регистрационные дела относительно объектов недвижимого имущества, открывая и закрывая разделы реестра, присваивая объектам индивидуальные регистрационные номера. При проведении государственной регистрации регистратор не имеет права принимать решения по регистрации прав и обременений на свое имя и в отношении близких лиц.

Таким образом, закон предусматривает гарантии самостоятельности в принятии решений государственным регистратором и вводит основы для ответственности (дисциплинарную, гражданско-правовую и уголовную) регистратора за принятые решения. Регистратор самостоятельно принимает решение о государственной регистрации прав и их обременений или об отказе в такой регистрации. Гарантией такой самостоятельности является запрет вмешательства любых органов, должностных лиц, граждан и их объединений в деятельность регистратора, связанную с проведением государственной регистрации прав.

А. ЗИЛЬБЕРВАРГ, заместитель начальника — начальник отдела регистрации вещных прав на недвижимое имущество регистрационной службы Главного управления юстиции в г. Севастополе.

Другие статьи этого номера