И дольше века Вассе — жить…

И дольше века Вассе - жить...

На финише уходящего года театр для детей и молодежи «На Большой Морской» покорил зрителей премьерой — драмой М. Горького «Васса Железнова». Под овации, не отпускавшие со сцены артистов и режиссера-постановщика Семена Лосева почти полчаса, вспомнились строки Пастернака: «Жизнь вернулась так же беспричинно, как когда-то странно прервалась…»Творческие искания ТБМ, наверное, закономерно пересеклись с драматургией Горького. Машиной времени пьеса промчала зрителя из грядущего 2013 года в 1913-й — в эпоху активного развития капитализма, а значит, и капиталистических династий. Неважно, что постсоюзное бытие XXI века является в большей степени пародией на капитализм (тогдашние частные собственники были все-таки созидателями — по ремарке Горького: «дома каменные, люди железные» — в отличие от нынешних «новых русских», не наживавших, а нагло прихватизировавших изрядные куски госсобственности).

Некоторые реалии бытия пересекаются и потому позволяют увидеть настоящее — в прошедшем. Можно день за днем наращивать богатство и капиталы, возвести прямо-таки представительский дом-крепость, вымуштровать подчиненных ходить по струнке, но возможно ли купить за пачки ассигнаций простые человеческие радости, семейный уют, искреннюю любовь и заботу родных и близких?

Живая жизнь с животрепещущими проклятыми вопросами воссоздана на севастопольской сцене по идеалу Фаины Раневской (в творческом багаже которой была, кстати, и Васса Железнова): «Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно».

На севастопольской сцене перевоплотиться в героев горьковской драмы удалось всему актерскому ансамблю во главе с заслуженным деятелем искусств Украины Людмилой Оршанской.

Зная и глубоко уважая Людмилу Евгеньевну как незаменимого художественного руководителя, можно сказать, мать-созидательницу ТБМ, как режиссера от Бога (иначе бы ей не поставить блистательного «Чичикова»!), в этот вечер я открыла в многогранной личности выдающуюся актрису. Кто видел, тот подтвердит, что это не дежурный комплимент. Пересказать игру Оршанской невозможно — надо видеть. С первых минут подумалось невероятное: будто не Оршанская создала сценический образ из давно написанной пьесы, а персонаж был создан Горьким именно под актрису XXI века. Колоссальное внутреннее напряжение передается зрителю, когда актриса не повышает голос даже на полтона!

Мы видим, говоря современным сленгом, эффективного менеджера, который, не щадя себя, как бурлак, тащит на себе тяжкую ношу бизнеса, то бишь дела. Не пренебрегая неписаным правилом «с волками жить — по-волчьи договариваться», она приумножает фамильное богатство поистине железной рукой по принципу «копейка рубль бережет». Но во имя чего сей каторжный труд? Семьи? Увы, речи нет не только о династии созидателей, но и о нормальной семье как таковой…

Муж Сергей Петрович погряз в пороках, букет которых пополнился растлением несовершеннолетних, или, по-нынешнему, педофилией, и обвинение не удалось замять даже многотысячными взятками (моральные барьеры в прошлом веке, видимо, были не в пример теперешним). Артист Александр Костелов настолько беспощаден к своему герою, что персонаж не вызывает у зрителя ни малейшего сочувствия: не то что Васса — кто угодно недрогнувшей рукой отравил бы Сергея Петровича, как крысу!

Необычайно ярок и выразителен образ никчемного беспробудного пьяницы и разнузданного негодяя (достаточно вспомнить несчастную горничную — бедную Лизу XX века) братца Вассы, Прохора (заслуженный артист Украины и АРК Олег Флеер), с его поистине зашкаливающей завистью и ненавистью к преуспевающей сестре.

Нет у Вассы надежды и на детей-неудачников. Сын Федор за границей угасает от чахотки. Дочь Наталья (Юлия Грушун) с легкой руки любящего дяди спивается и деградирует, все более откровенно презирая мать. Младшая Людмила (Екатерина Цымбалистая) — не от мира сего (в наше время ее непременно назвали бы дебилкой или имбецилкой), бесхитростна и бескорыстна, как дитя. В отличие от сестры, «маму Васю» она искренне любит и называет «человеческой женщиной» (что, к слову, удивляет Вассу: «Это что, хуже дуры, что ли?»). Хочется отметить несомненную творческую удачу обеих молодых актрис, с которыми до этого спектакля севастопольский зритель был почти незнаком. Это еще одно впечатляющее открытие спектакля — путевка в большую сценическую жизнь!

Нельзя обойти вниманием исполнительниц маленьких ролей — горничных Лизы (Любава Михайловская) и Поли (Анна Алфимова). Более опытные актрисы, они также получили возможность по-новому раскрыть себя.

Одним из центральных образов является, как известно, невестка Вассы, революционерка Рашель (Наталья Митичкина). По незыблемым канонам соцреализма Рашель была такой же главной героиней, как Васса, и безоговорочно противопоставлялась «Кабанихе XX века» как пламенный борец за светлое будущее. Естественно, в постановке ТБМ нет ничего подобного. Радетельница о всеобщем счастье лишает умирающего мужа элементарной заботы, а сынишку, словно котенка, планирует подбросить чужеземным родственникам — нормально ли? А свалиться как гром среди ясного неба в чужой дом не только со своим уставом, но и с револьвером, тщательно спрятанным в ридикюле?

Запоминается секретарша Анна в прекрасном исполнении Елены Воронцовой. Серая мышка, демонстрирующая преданность хозяйке и в то же время осмеливающаяся обсчитывать ее. Своего рода деловая женщина на поприще интриг: в эпоху отсутствия диктофонов и видеокамер скрупулезно фиксирует в блокноте и воспроизводит в лицах все происходящее в отсутствие хозяйки, вплоть до реплик гостей — судейского чиновника Мельникова (Виктор Куклин), его сына Евгения (Валерий Александрин) и матроса Пятеркина (Данил Высоцкий).

Момент кончины главной героини можно, по моему мнению, отнести к одной из примечательных режиссерских находок: Васса исчезает в глубине сцены вслед за явившимся ей призраком мужа…

Как и в «Чичикове», сценографа «Вассы Железновой» Татьяну Карасеву можно с полным правом назвать соавтором спектакля. Зрелищность, отменный вкус, проникновение в самую суть режиссерского замысла — все это продемонстрировано в художественном оформлении сцены.

К огромному сожалению, мы не увидели в этом спектакле заслуженного артиста Украины Валерия Сенчикова. Валерий Константинович ушел из жизни буквально за несколько дней до премьеры, где должен был сыграть одну из ролей. В день премьеры вышедшие на поклон актеры почтили его память.

Новую работу ТБМ, осуществленную в рамках региональной программы поддержки и развития русского языка и русской культуры, на этот раз поставил режиссер из России Семен Михайлович Лосев — ныне художественный руководитель Старооскольского театра для детей и молодежи. Лосев хорошо известен в ближнем и дальнем зарубежье не только как талантливый режиссер-постановщик, но и как педагог, что, безусловно, отразилось на уровне актерских работ в этой постановке. Кстати, книга Семена Лосева «Георгий Товстоногов репетирует и учит» признана специалистами одним из лучших пособий по режиссуре и актерскому мастерству.

Сегодня иные постановщики спектаклей по классике нередко озабочены прежде всего тем, чтобы не столько донести до зрителя творение драматурга, сколько явить миру себя, непревзойденного. В результате зритель не узнает произведение, знакомое и любимое. И, привыкая к псевдооригинальным сценическим подачам с дешевыми эффектами, некоторые театралы стали считать это нормой. Они даже такого гениального режиссера, как Георгий Товстоногов, пожалуй, могли бы сегодня упрекнуть в иллюстративности.

Новый спектакль ТБМ — это возвращение к вечно живым классическим истокам. И надо видеть, какая это радость для зрителя!

Любопытная деталь: три десятилетия назад Семен Михайлович Лосев начинал режиссерскую карьеру в Севастополе, в драмтеатре имени А.В. Луначарского.

«Васса Железнова» в ТБМ — пятнадцатый его спектакль на севастопольских подмостках. И так хочется надеяться на новые встречи театралов с Мастером!

Другие статьи этого номера