О первой обороне Севастополя в 1854-1855 годы изданы книги, сняты кинофильмы, периодически публикуются материалы в газетах и журналах. Мы восхищаемся героизмом и самоотверженностью защитников города, многих из которых помним поименно. А вот о восстановлении города после Крымской войны знаем мало. И вот вышла в свет монография экономиста, кандидата исторических наук, доцента Владимира Васильевича Демченко «Деньги в поселениях». Он долгое время изучал в архивах и музеях денежно-кредитную и банковскую систему Севастополя и установил, что после окончания Крымской войны именно она в значительной мере обеспечила мобилизацию местных финансовых ресурсов на восстановление промышленного потенциала города, возрождение его инфраструктуры.Вот что сказал Марк Твен, посетив Севастополь после Крымской войны: «Помпея сохранилась лучше». Ему вторил классик русской литературы драматург Александр Островский: «Без слез этого города видеть нельзя. В нем положительно не осталось камня на камне». Лазаревское адмиралтейство лежало в руинах, население ютилось в землянках, затопленные и затонувшие в бухте корабли не позволяли использовать ее для судоходства, городская казна была истощена военными расходами, виноградники и сады заросли бурьяном. И тогда, пишет в своей монографии Владимир Демченко, городская дума и градоначальство принимают решение основать в Севастополе городской общественный банк, другие денежно-кредитные учреждения, чтобы местное самоуправление использовало их в качестве финансовых рычагов.
Одной из первых задач стала очистка внутренних акваторий бухт от затонувших кораблей. Из-за отсутствия в городе свободных финансовых ресурсов было решено привлечь к судоподъемным работам частный капитал. По итогам проведенного в 1856 году тендера договор на выполнение судоподъемных работ был заключен с Бостонской водолазной компанией. Она перегнала в Севастополь четыре плавдока, три транспорта и три канонерские лодки. Основным условием договора был раздел всего, что будет поднято, поровну между российской казной и Бостонской компанией. Размер оплаты затрат определялся в зависимости от темпов и сложности операций по судоподъему.
Одновременно с американцами судоподъемом занимались русские моряки из Николаева. Используя обычные плавсредства, они подняли 4 брига и 4 транспорта, а Бостонская компания за четыре года подняла 36 судов, 20 из которых после ремонта вошли в состав русского флота. После завершения работ Севастопольский порт был открыт для судоходства. Этому предшествовало правительственное решение, объявившее порт коммерческим и свободным для беспрепятственной торговли. Это способствовало возрождению города и прежде всего Лазаревского адмиралтейства. Оно начало судоремонт и в 1865 году спустило на воду пароход «Первенец», построенный из отечественных материалов.
Исследования, проведенные Владимиром Демченко, свидетельствуют о том, что этим производственным успехам, развитию в городе предпринимательства способствовало создание денежно-кредитных учреждений: отделения Госбанка, городских общественных банков, сберегательных касс, общества взаимного кредита. Кредитная ставка по ссудам не превышала 6 процентов годовых. В наше бы время такие ставки!
Большой интерес представляет раздел монографии, в котором говорится о льготном налогообложении предпринимателей. Указом императора купцы на 5 лет освобождались от половины гильдейских повинностей, а если купец из другой губернии строил в Севастополе свой дом, то он в течение 3 лет освобождался от платежей полностью, а в течение 7 лет — на 50 процентов. Купец, строивший в городе завод или фабрику, на 10 лет полностью освобождался от гильдийских взносов в казну. Капитальные каменные строения можно было возводить под получение кредита по всем подрядам и поставкам. Для того чтобы Севастополь застраивался планомерно, вводится должность архитектора.
Местное самоуправление обратилось к государю с просьбой способствовать увеличению численности населения города, развитию в нем народных промыслов, промышленности и приведению в умеренность цен путем введения привилегий для торговцев на рынках. С этой целью был проведен целый комплекс мероприятий. Учреждаются девичье училище для дочерей нижних чинов Черноморского флота, уездное училище, открывается ремесленное училище, в котором дети участников обороны Севастополя после обучения грамоте, слесарному, столярному и токарному делу направлялись на работу в адмиралтейство. Учитывая, что хороший доход будет давать торговля съестными припасами, городское общество из своих средств вложило 100 тысяч рублей на сооружение ледодельного завода для снабжения холодильников в рыбных рядах и 500 тысяч рублей — в прокладку водопровода. За счет доходов морского порта были проложены подъездные пути к причалам, железнодорожному вокзалу и рынкам. Руководителями властных структур города поэтапно создавались предпосылки для возрождения города как важного центра Причерноморья.
В монографии показана роль Русской Православной Церкви в гармонизации концепции экономического развития города и принципов социальной справедливости. Церковь своими проповедями воспитывала у населения добросовестное отношение к труду, бережное распоряжение заработанными средствами и одновременно осуждала стяжательство, ростовщичество и призывала делиться излишками с немощными, престарелыми и бедными. Владимир Демченко приводит примеры вклада Православной Церкви в становление светских денежно-кредитных отношений.
В 1910 году был осуществлен первый городской заем в 1,5 миллиона рублей. Средства, полученные от продажи облигаций, были направлены на ремонт и расширение водопроводной сети, канализации, прокладки трамвайной линии на Корабельную сторону, строительство Института имени В.И. Сеченова.
Книга Владимира Демченко вызывает потребность сопоставить день нынешний с днем минувшим. В последние годы в Севастополе обсуждалась идея создания коммунального банка, которая так и осталась нереализованной. Возможно, из-за частой смены руководителей местных органов власти или по причине финансово-экономического кризиса. А вот царские градоначальники, вопреки всем трудностям, создали общественные банки в Севастополе и Балаклаве.
Владимир Демченко связывает рост доходности севастопольцев с совершенствованием на рубеже XIX и XX веков городской системы банковских и кредитных учреждений. По оценке аналитика, у нас сегодня такая связь едва просматривается.