В сетях у «сетевого»

В сетях у "сетевого"

В нашем обиходе давно уже закрепилось словосочетание «сетевой маркетинг». Особенно знакомо оно молодым представителям украинского народа, так как именно им чаще приходится искать работу после выпуска из различных учебных заведений. Вот на это и рассчитывают организаторы данного весьма сомнительного бизнеса. Опыта у молодых людей ещё нет, зато есть рвение, желание работать, строить карьеру, зарабатывать деньги, быть нужными. Только есть одно «но». Впрочем, даже не одно…Так что же за «рыба» такая этот сетевой маркетинг? Побывав недавно в этой структуре и на своей шкуре ощутив все «прелести» работы в такой компании, расскажем, так сказать, из первых уст о том, как распознать нечестных работодателей и не попасть в кабалу.

Начинается всё с того, что находятся объявления следующего содержания: «Ищу помощника для ведения бизнеса. З/п высокая. Карьерный рост. Тел.», «Молодой прогрессирующей фирме требуется грамотный менеджер. Тел.» или «Успешный руководитель ищет перспективных людей для работы в офисе. Тел.». Казалось бы, вполне нормальные объявления. Почему бы и не позвонить? Звоним. Устраиваем собеседование по всем трём телефонам. Адреса разные, телефоны тоже, и подозрений пока никаких. Сомнения закрались только по пути в первую компанию. Спрашивая адрес у продавщиц магазина, получаешь нескрываемые эмоции и смешки в лицо: «И вы туда же? Это там-то. Второй этаж. Пять шагов направо и прямо». Откуда такая осведомлённость? Странно, да и только. Находим приёмную, людей тьма, все рассажены в ряд, и дамы в возрасте предлагают заполнить анкету, состоящую приблизительно из 20 вопросов. Самое интересное, что вопросы какого-то философского содержания типа: «Что бы вы сделали с неожиданно свалившимся к вам на голову миллионом?» Миллион на голову? В этом месте вряд ли.

После встречи с будущими начальниками возникает первое «но». Узнаём, что вроде бы ничем не связанные компании формулируют вид своей деятельность одинаково: «Занимаемся производством широкого спектра товаров с целью оптовых продаж для предприятий, на рынке более 10 лет. Успешны. Расширяемся, а значит, нуждаемся в новых кадрах. Трудоустройство неофициальное, но если вы нас устроите, возможен и официальный вариант. Да, кстати, также в стране «Н» (вот тут у кого на что хватит фантазии: от США до Таиланда) успешно функционирует университет, который основали предшественники нашей фирмы для подготовки сотрудников». К этому всему обещаются «золотые горы». Даже офисы находятся в самом центре города, только почему-то без вывесок и опознавательных знаков.

После получаешь от этих же людей СМС-сообщение с приглашением поработать с испытательным сроком, длящимся 3 недели. Вот тут всплывает второе «но». Текст сообщения приходит — под копирку от всех трёх фирм. Зарплату гарантируют. Проходишь так называемое обучение. Состоит оно из общих моментов: экономических определений, каких-то расчётов, знакомства с реализуемыми товарами, а также приведения в порядок всевозможных бумаг и документов. По большей части занимаешься последним. И начинается отработка на вас проверенной схемы. Вы работаете, тратите своё время, а по окончании испытательного срока получаете ультиматум. Да ещё какой! «Мы вас возьмём в штат, только если приобретете у нас товар на 300 долларов». Сумма не маленькая, да к тому же разнообразные бады и химия в качестве предлагаемых товаров мало привлекают.

После этой фразы рушатся последние иллюзии в отношении данного места работы. Приходится собраться и уйти ни с чем, так как очевидно, что уважающее себя стабильное предприятие такими средствами пользоваться не будет. Естественно, никакой зарплаты за 3 недели человек не получает.

История не из приятных. К тому же самое весомое «но» всплывает неожиданно. По прошествии пары месяцев сетевой маркетинг напоминает о себе, да так, что остаёшься ещё более растерянным. Опять же находится объявление о приёме на работу. Но мы-то уже наученные — смотрим тщательно, фильтруем. Конечно, никак не ожидаем подвоха. Звоним и узнаём, что за фирма, род её деятельности, но вместо ответа получаем не просто отказ, а разъярённый крик в трубку о том, что вы находитесь в «чёрной» базе по всему городу, что вам никогда не устроиться на работу, даже в том случае, если вы откроете своё дело, вас «задавят». Далее короткие гудки. И приходит понимание, куда вы позвонили. Всё же не спешите отчаиваться, воспринимайте это как неудачный опыт. Ведь, помимо таких контор, существуют нормальные, честные предприятия, которые пекутся о своём имидже и нуждаются в хороших образованных сотрудниках!

И напоследок несколько советов, как не попасть в такие «сети».

1. При поиске работы объявления выбирайте такие, в которых указан городской номер телефона, а не мобильный. В большинстве случаев это говорит о том, что за фирмой закреплён адрес и она не «кочующая».

2. На собеседовании узнавайте все детали: название, чем занимаются, условия занятости и трудоустройства. Помните о том, что даже испытательный срок требует заключения договора.

3. После встречи с работодателем зайдите в Интернет и попробуйте найти что-то об интересующей вас фирме. Скорее всего, откроется какая-то информация: либо хорошая, либо нет.

И помните: бдительность ещё никому не мешала.

Другие статьи этого номера