Необоснованный тариф будет временным

Необоснованный тариф будет временным

Кабинет министров Украины позволит устанавливать тарифы ниже экономически обоснованных. В случае принятия проекта постановления, разработанного Национальным регулятором рынка коммунальных услуг.Национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, внесла на рассмотрение Кабинета министров Украины «Положение об установлении тарифов в сфере теплоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотвода с отклонением от экономически обоснованного уровня». Об этом сообщил в понедельник на брифинге председатель Нацкомуслуг Валерий Саратов.

Документ, обнародованный на официальном сайте Нацкомиссии, описывает порядок постепенного поэтапного приведения тарифов на тепло и воду для населения до экономически обоснованного уровня и направлен на обеспечение реализации прозрачного механизма возмещения разницы между экономически обоснованными и установленными временными тарифами. Временным тарифом в проекте постановления КМУ назван тариф на коммунальную услугу, имеющий отклонения от экономически обоснованного уровня, установленный уполномоченным органом на переходный период по категориям потребителей.

В ведомстве утверждают, что корректировка тарифов будет осуществляться поэтапно. Количество этапов корректировки будет определяться для каждого предприятия индивидуально, в зависимости от коэффициента предельного изменения тарифа. Этот коэффициент будет утверждать Кабинет министров Украины на основании макроэкономических показателей и темпов экономического роста.

Напомним, без принятия такого «Положения…» Нацкомиссия не имеет права устанавливать тарифы ниже экономически обоснованных. Это означало, что коммунальные тарифы по всей стране необходимо было бы увеличивать на 50% и более. Но с началом действия временных тарифов увеличение платы за коммунальные услуги будет ограничено и четко регламентировано. На брифинге председатель Нацкомуслуг Валерий Саратов заявил, что такой подход был выбран для того, чтобы защитить население от резкого увеличения тарифов на тепло и воду.

«Тарифы не могут быть убыточными — это приведет к разрушению предприятий. Но значительная часть населения не может платить рыночную цену коммунальных услуг. Поэтому и была выбрана модель установления тарифов ниже уровня себестоимости. Разница будет покрываться из бюджета», — сказал Валерий Саратов.

По данным Нацкомуслуг, по состоянию на 14 января 2013 года тарифы для населения на водоснабжение и водоотвод в среднем по Украине составляют 3,63 грн за куб. м, на тепловую энергию — 227 грн/Гкал. Эти тарифы покрывают около 60% себестоимости водоснабжения и 70% себестоимости производства тепловой энергии.

Выступить с подобным заявлением Нацкомуслуг, по-видимому, пришлось после того, как некоторыми украинскими СМИ была растиражирована информация о том, что в ведомстве планируют повышение тарифов на коммунальные услуги на треть. После чего Нацкомуслуг пришлось пояснить, что опубликованные СМИ расчеты были сделаны Национальной комиссией летом 2012 года в рамках выполнения задачи по приведению тарифов к экономически обоснованному уровню.

Осенью 2012 года расчеты были переданы в Кабинет министров Украины для согласования. Расчеты показывали, что доведение тарифов до уровня покрытия будет достаточно существенным и ощутимым для населения. Поскольку социальная защита населения — это один из приоритетов государственной политики, график корректировки тарифов был отклонен.

Между тем на этой же неделе глава Комитета энергетической независимости Украины Иван Надеин выступил с заявлением, что само по себе повышение тарифов не улучшит качество коммунальных услуг.

«В 2012 году компенсация разницы в тарифах между экономически обоснованными и фактическими съела 7 млрд грн бюджетных средств. При этом «охлаждение» украинской экономики и прогнозируемый рост дефицита бюджета в 2013 году совсем не располагают к тому, чтобы нести эти затраты и дальше», — считает Иван Надеин.

По мнению автора, ЖКХ — это одна из отраслей украинской экономики, отличительной негативной особенностью которой является коррупция, и повышение доходов по этой статье бюджета отнюдь не означает увеличение расходов на модернизацию отрасли.

Вопрос, которым задается глава комитета, звучит как «насколько, например, необходимо повысить тарифы, чтобы осуществить замену всех изношенных труб?» И, на взгляд специалиста, само по себе повышение тарифов не решит проблемы финансовой дисциплины, искоренения коррупции, не даст возможности провести модернизацию отрасли. Можно лишь прогнозировать увеличение задолженности по оплате населением услуг ЖКХ. И ожидать положительных изменений в этой сфере даже после повышения не стоит.

«Однако это не означает, что нужно отказаться от повышения тарифов. Ведь за все нужно платить. Например, если себестоимость услуги составляет, условно говоря, 100 грн, она должна стоить не менее 110 грн. Но опять же, это лишь в том случае, если качество ее предоставления равно или близко к этой сумме. Пока что изменения ситуации не наблюдается, хотя 2013 год вполне может стать поворотным пунктом в многострадальной истории украинского ЖКХ», — цитируют Надеина электронные СМИ.

Другие статьи этого номера