На путину… за экспериментом

На путину... за экспериментом

УКРАИНА ПРОДОЛЖАЕТ ПРОМЫСЕЛ АНТАРКТИЧЕСКИХ РАЧКОВ.
В рамках Государственной целевой экономической программы развития рыбного хозяйства Украины на период 2012-2016 годов вечером 25 января этого года от причала Севастопольского морского рыбного порта на шестимесячный морской промысел антарктического криля в водах АЧА (антарктической части Атлантики) отшвартовался и вышел на путину единственный украинский супертраулер — РКТС «Море Содружества» (капитан Сергей Шеремет, имеющий севастопольскую прописку). Одна из поставленных и вполне выполнимых задач этого дальнего промысла — проверить в действии экспериментальный образец установки по производству крилевого жира.Государственное агентство рыбного хозяйства Украины уже сообщило, что на ремонт судна 1986 года постройки, модернизацию и восстановление его механизмов было вложено более пятидесяти миллионов гривен.

— Главный двигатель прошел капитальный ремонт. Другие механизмы, агрегаты и системы тоже отремонтированы и введены в строй, старые детали заменены на новые, все отлажено и в рабочем состоянии, — рассказывает главный механик РКТС «Море Содружества» Виктор Кириченко. — Но ремонт, как говорится в подобных случаях, нельзя окончить, его можно только приостановить.

В данном случае стармех имеет в виду то, что судно — как живой организм, за которым необходимо постоянно и внимательно следить, что называется, на ходу упреждая, а если не получается, то устраняя возникающие неисправности всех механических частей. Помимо механики, обновляли и корпус корабля.

— Работы проводились капитальные. Например, доковый ремонт, где и судовыми, и заводскими специалистами велись круглосуточные работы, — рассказывает старший помощник капитана Павел Волошин. — Ну а если в масштабах, то одной только палубы заменили двести тонн.

Заметим, что со своей стороны Государственное агентство рыбного хозяйства Украины обеспечивает своевременную уплату членских взносов в бюджет Комиссии по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (CCAMLR), а это более 100 тысяч долларов ежегодных платежей из госбюджета, что гарантирует право на промысел наших судов в Антарктике с соблюдением всех норм международного права.

Для справки стоит отметить, что CCAMLR — организация, отвечающая за использование и сохранение живых ресурсов Южного океана. CCAMLR занимается не только регулированием рыбного вылова, но и осуществлением целостного подхода к контролю и управлению морскими биоресурсами этого региона Земли. CCAMLR имеет 25 полноправных государств-членов и десять присоединившихся государств, а сам процесс получения лицензии для вылова криля является достаточно строгим и ограниченным.

Специалисты из Государственного агентства рыбхоза Украины утверждают, что этот рейс судна в большей степени экспериментальный. Кроме традиционных для РКТС изготовления и хранения видов продукции, будет сделана попытка освоить выпуск новых видов изделий с помощью последних достижений науки и техники. А именно — речь идет о производстве крилевого жира: на судне «Море Содружества» есть опытный образец установки по производству этого продукта.

Поскольку образец экспериментальный, то пока, задействовав большую часть из них на изготовление крилевого жира, трудно говорить об эффективности использования ресурсов судна в иных масштабах. Этим займутся экономисты. Отметим лишь: крилевый жир, превосходящий многие природные антиоксиданты, имеет три важных компонента, которые делают его ценнейшим ингредиентом в дефицитных медицинских препаратах, которые по эффективности много лучше имеющихся либо вообще не имеют аналогов.

Однако основным назначением украинского «супера» пока что есть и остаются вылов и обработка арктического криля и рыбы. «Море Содружества» вмещает в себя, ни много ни мало, первый трюм — 300 тонн готовой продукции, второй — 400, третий — 700 и четвертый — 60 тонн, что, собственно, и делает его СУПЕРтраулером. Всего подобных судов в мире, РКТСов, или «суперов», как принято называть среди рыбаков этот тип, с 1986-го по 1988 год на Николаевском судоремонтном заводе было выпущено семь единиц.

Сам же РКТС «Море Содружества» с валовой вместимостью 6,4 тонны и водоизмещением 8,1 тысячи тонн представляет собой громадину около 17 метров в ширину и более 113 метров в длину с высотой борта — 11,4 метра, способен максимально наполнить все свои трюмные и грузовые помещения 1918 тоннами груза и «задать жару» в 15 узлов.

Что же касается особенностей вылова именно арктического криля, то в отличие от остальных распространенных промыслов рыбы таким типом судов, этот более трудоемок. Приходится делать небольшие подъемы по 10-12 тонн, но каждый час. Из только что выбранного трала с крилем необходимо четко, отлаженно, а главное, быстро путем специальной заморозки делать продукт, грамотно размещать и закреплять его в трюмах. Траление, траловые операции и обработка криля в цеху, трюмные работы — все это ведется круглосуточно. Криль — очень нежный морепродукт, у которого буквально через 30-40 минут, выражаясь рабочим языком, начинает «коченеть белок».

Плюс погрузочно-разгрузочные работы, швартовые операции. Работы хватает всем. Бывалые рыболовы говорят, что на таких пароходах пассажиров не бывает. В этом рейсе 90 членов экипажа, среди которых восемь — женщины. Это четыре камбузных работника, одна из них выполняет еще и функции стоматолога, две работницы цеха, буфетчица, прачка и уборщица. Вахты и подвахты касаются каждого члена экипажа.

Судя по намеченным объемам, а это без малого десятки, если не сотни тонн в рабочие сутки, рейс не обещает быть легким. По маршруту следования с местами остановок для пополнения необходимых запасов ожидается достаточно длительный переход, около месяца до первой «земли» — Монтевидео. После чего около десяти суток — до места назначения в район разрешенного вылова. И вот они — долгожданные месяцы невыносимой, как для неподготовленного, круглосуточной работы в крайне опасных, со многих точек зрения, районах Антарктики. Именно в тех самых районах, которые не одну сотню лет известны многим морякам своей непредсказуемостью и «спокойствием» — «ревущие сороковые», «неистовые пятидесятые» и «пронзительные шестидесятые» широты. Достаточно говорящие названия для широт, рассказы о которых заставляют вас по-другому смотреть в глаза очевидцев.

Однако не возникает и тени сомнения в том, что экипаж подобрался подготовленный. И не только со слов командного состава. Большинство людей этой мужественной профессии имеют огромный опыт и не один десяток лет работают в море. Сами знают не только как байки травить, но и как вытравливать концы, как не только шуткой, но и дельным советом поддержать товарища.

Насколько сплотился экипаж и морякам-рыболовам удалось выполнить поставленные задачи, читатель узнает от них лично на страницах нашей газеты уже через полгода. А пока желаем семь футов под килем и полного трюма!

Другие статьи этого номера