ОколоРИТУАЛЬНЫЕ страсти

ОколоРИТУАЛЬНЫЕ страсти

С момента провозглашения независимости Украины прошло чуть более двух десятков лет. Многое в нашей жизни претерпело изменения. Изменился не только общественный строй, изменились люди, их жизненные ориентиры и общечеловеческие ценности. Мы стали чаще обращаться к своим истокам, вспоминать традиции предков. Мы стали чаще приходить в храмы, чтить каноны православия. И не только православия. Мы стали возрождать, если можно так сказать, культуру памяти.
Коснулось это и такой деликатной сферы, как погребение усопших. На смену рвущему душу и сердце советскому ритуалу с обязательным духовым оркестром, похоронным маршем и длинными хвалебными одами, которые покойному были уже совершенно не нужны, а родственникам добавляли лишние минуты страданий, пришли тихие, скромные, но достойные обряды отпевания. Иными словами, похоронных дел сфера, да простит нас читатель за столь, может быть, неожиданное сравнение, начала приобретать человеческое лицо.
Продолжили работать старые и были созданы новые ритуальные службы, которые во главу угла ставили и ставят желание людей достойно проводить в последний путь своих близких. Которые в горе берут на себя организацию похорон либо в полном объеме, либо в большей их части.
Принято считать, что ритуальный бизнес — сфера дорогая и весьма прибыльная. И небеспроблемная к тому же. Что легло в основу подобного суждения? Видимо, здесь сыграли свою роль то тут, то там возникающие недоразумения и даже скандальные истории, озвученные со страниц газет и экранов телевизоров.
Но связаны ли они напрямую со структурами, предоставляющими ритуальные услуги? Давайте разбираться. И переходить к конкретике. Письмо А.Г. Перепелкиной с проспекта Героев Сталинграда в редакцию и начинает наш традиционный пятничный откровенный разговор о важном.ХОТЯ БЫ УМЕРЕТЬ БЕЗ ПРОБЛЕМ…

«В редакцию «Славы Севастополя». 21.01.2013 г. умер наш родственник, Пекарский Павел Иванович 1925 года рождения. Участковый врач констатировал смерть по адресу проживания и в документе указал, что признаков насильственной смерти нет — длительная хроническая болезнь. После осмотра работниками милиции также было установлено, что признаков насильственной смерти нет. Факты указывали на то, что тело мы могли направить на сохранение в морг без вскрытия — как того хотел покойный и каковым было наше желание. Однако эксперт из бюро судебно-медицинской экспертизы настоял на том, чтобы вывезти тело на хутор Пятницкого (в морг СМЭ), что и было сделано работниками соответствующего местного коммунального предприятия. Тело нашего родственника они забрали в 11 часов 30 минут, сказав, что так положено. Да еще и за индивидуальную перевозку тела с меня взяли 250 грн, а квитанцию выдали только на 150.

Затем я и дочь покойного, Пекарская Татьяна Павловна, приехавшая из России, стали звонить на «хутор», чтобы выполнить волю умершего (не производить вскрытие) и узнать, когда можно забрать медицинский документ о смерти, чтобы оформить и организовать погребение и похороны. Однако нам сообщили, что тело Пекарского П.И. в СМЭ не поступало. Данный факт нас насторожил. Где тело умершего могло находиться более пяти часов? Волнуясь, мы обзвонили все поликлиники и морги города в поисках тела нашего родного человека, а после того, как выяснили, что его нигде нет, снова обратились на «хутор». Нам сообщили, что «по журналу» тело привезли только в 16 часов 30 минут.

Наша семья возмущена тем, что с нас берут двойную плату за индивидуальную перевозку (250 грн), а вместо этого тело усопшего «кантуют» по городу 5 часов… Но и это еще не все. В бюро СМЭ задержали выдачу медицинского свидетельства о смерти, из-за чего мы были вынуждены перенести похороны на 24.01.13 г. и решать массу дополнительных проблем. Вскрытие по существующим нормам проводится в течение одних суток. Нам же выдали свидетельство только через два дня…

Что это? Совпадение, стечение обстоятельств или бюро судебной медицины намеренно ввело нас в заблуждение, усложнив процедуру получения документов и практически сорвав похороны?

Государство, казалось бы, заботится о людях, принимая различные документы, призванные облегчить жизнь родственников и близких усопшего в скорбный час, а на практике получается, что люди по-прежнему страдают за свои же деньги.

Учитывая изложенное, прошу редакцию помочь жителям города защитить свои права, дабы обеспечить возможность, если не жить достойно, то хотя бы умереть без проблем.

А.Г. Перепёлкина».

Да уж, не приведи Господи столкнуться с подобной ситуацией. Но, судя по участившимся звонкам в редакцию и сюжетам журналистов центральных телеканалов, факт, описанный нашей читательницей, далеко не единичный. Понятное дело, что скорбящие люди очень редко куда-либо и что-либо пишут. Как правило, в такие моменты не до того. Но, видимо, сильно «припекло» или «припекли».

Вот так живешь на белом свете отмерянный тебе Господом Богом и судьбой промежуток времени и даже не догадываешься, что после ухода из жизни твое бренное тело может стать «скарбом бесценным», за который будут чуть ли не до крови биться. Причем вовсе не ритуальщики, а, скажем так, представители вспомогательных, околоритуальных структур, имеющих желание подзаработать на чужом горе.

И что же делать? Неужели выхода нет? Неужели тела усопших дома наших близких, соседей, друзей являются предметом торга и товаром по закону?

Оказывается, вовсе нет. Есть чёткий и вполне понятный план действий в описанной ситуации, именуемый «Порядок взаимодействия между органами внутренних дел, заведениями здравоохранения и прокуратуры Украины при установлении факта смерти человека». Он утверждён приказом Министерства внутренних дел Украины, Министерства здравоохранения Украины, Генеральной прокуратуры Украины 28.11.2012 года (N 1095/955/119) и зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 18.12.2012 года (N 2106/22418). То есть приказ уже вступил в законную силу и должен исполняться на всей территории Украины, включая, естественно, и наш город. Учитывая актуальность проблемы, позволим себе провести для читателей «Славы» своеобразный правовой ликбез, цель которого — научить людей действовать и отстаивать свои законные права в случае возникновения такой необходимости.

Итак, сразу отметим, что названный выше «Порядок…» четко прописывает действия работников заведений здравоохранения, бюро судебно-медицинских экспертиз, органов внутренних дел в конкретной ситуации — смерти человека по месту его проживания, т.е. дома. Пунктом 3.4 установлено, что в случае смерти человека по месту его проживания без признаков насильственной смерти или подозрения на таковую на место события обязательно выезжает врач, который констатирует факт смерти, проводит внешний осмотр трупа, по результатам которого информирует органы внутренних дел и администрацию этого заведения здравоохранения о возможности установления причины смерти без патологоанатомического вскрытия и выдачи врачебного свидетельства о смерти… В таких случаях работником органов внутренних дел составляется заключение относительно ненасильственной смерти человека по месту жительства (по утвержденной данным «Порядком…» форме). Пунктом 3.5 нового «Порядка…» предусмотрено, что как в случае патолого-анатомического вскрытия умерших, так и при выдаче врачебного свидетельства о смерти без вскрытия заведение здравоохранения направляет в органы внутренних дел копию врачебного свидетельства о смерти, заверенную печатью этого заведения здравоохранения, в течение трех суток с момента констатации факта смерти.

Таким образом, этими пунктами предусмотрено исключение направления на судебно-медицинское исследование тела умершего на дому человека при отсутствии признаков насильственной смерти или подозрений на таковую.

Чтобы у следственных органов, экспертов, медиков и иных участников процесса не было соблазнов вольно толковать понятие «подозрение на насильственную смерть», новый «Порядок…» дает четкое определение подозрения на насильственную смерть. Это «совокупность обстоятельств, которые дают основания полагать, что смерть человека могла наступить в результате действий (бездеятельности) других лиц (лица), в частности при наступлении смерти внезапно, при невыясненных обстоятельствах, при наличии телесных повреждений и тому подобное». Также дается и четкая трактовка понятий «насильственная смерть» и «смерть по месту жительства».

Специиально для работников милиции в п. 5.8 прямо указано, какие категории усопших не направляются в бюро СМЭ. Это: трупы людей, которые умерли по месту их проживания, при наличии диспансерного наблюдения за больным; при отсутствии признаков насильственной смерти или подозрений на таковую; трупы людей в возрасте свыше 60 лет, которые умерли по месту их проживания, при отсутствии признаков насильственной смерти или подозрений на таковую.

Особо подчеркиваем: на экспертизу тела должны направляться только по постановлению следователя или прокурора (п. 3.3 «Порядка…») в случае наличия оснований полагать, что смерть лица имеет насильственный характер…

Казалось бы, что непонятного? Действуй, как говорится, по уставу (в нашем случае — по «Порядку…») — завоюешь честь и славу. Но не всем, видимо, «Порядок…» писан. Вот и получается, что одни в горе находятся рядом, чтобы помочь, а другие — чтобы по случаю «подкормиться»…

Поэтому живите долго, дорогие земляки. Мы искренне желаем вам никогда не сталкиваться с беспределом и своеволием, злоупотреблением должностных лиц своими служебными полномочиями, фактами коррупции. Ну а уж если доведётся, умейте постоять за себя…

Кстати, если у кого-то из заинтересованных лиц возникнет желание высказать своё видение проблемы, донести до читателей собственную точку зрения — милости просим. Рубрика «Откровенно о важном» всегда открыта для конструктивного диалога.

* * *

А мы продолжаем. Сразу более полусотни горожан в своём коллективном обращении ратуют за восстановление былой красоты некогда одного из самых привлекательных уголков Корабельной стороны — Малахова кургана. Текст письма отправлен не только в редакцию нашей газеты, но и главе Нахимовской райгосадминистрации П. Сысуеву, председателю Нахимовского райсовета А. Воронову, депутату городского совета Н. Прудниковой:

КТО ОТВЕТИТ «ЗА БАЗАР»?

«Одно из красивейших мест нашего города и Корабельной стороны — Малахов курган и район, прилегающий к нему. Был… В частности, речь пойдёт об участке многострадальной улицы М. Воронина и площади перед самим курганом. Это уже не улица, не площадь — это сплошной даже не рынок, а ужасающий базар образца 90-х годов прошлого века.

Нет тротуаров. Вернее, они намечены, но там расположены так называемые МАФы (малые архитектурные формы), лотки, осуществляется несанкционированная торговля с земли. С обеих сторон этого участка улицы находятся знаки, запрещающие въезд автотранспорта, на который водители не реагируют. Пешеходы (а их здесь достаточно много), мамочки с детскими колясками и с детьми без колясок едва успевают уворачиваться от автомобилей. А уворачиваться, собственно, некуда — с обеих сторон магазины, лотки, МАФы. А ещё бродячие собаки.

Как обычно, ждём, пока что-либо не случится. А сразу после Нового года на единственном относительно свободном участке тротуара, спилив глубокой ночью 10-летнюю катальпу, неизвестные установили ещё один ужасающе уродливый МАФ (вовсе не малый и абсолютно не архитектурной формы, а размером 5 на 12 метров, полностью закрыв небольшую площадь у бывшего павильона «Укртелекома»). Кстати, на этой площади Нахимовская РГА не раз проводила ярмарки, празднования Нового года, Масленицы, да и просто прогуливались люди.

Этот монстр-МАФ ещё не открылся, а за его стеной уже «открылись» стихийные туалет и распивочные. А вход в МАФ, между прочим, планируется непосредственно с проезжей части улицы. Этот амбар (иначе не назвать) уродует район, да и город наш в целом. Возмущение жителей нарастает: беспредел и вседозволенность оказываются сильнее норм, законов и морали.

Стыдно, страшно, обидно за наш город. Чем теперь гордиться? Базарным уродством? А процветает это уродство, к слову, совсем недалеко от Нахимовской РГА, чиновники которой ежедневно идут по этой улице на работу и с работы.

Уважаемые должностные лица, если вы любите свой город-герой, город славы, пожалуйста, сделайте всё, чтобы он не превращался в город-монстр, город-помойку.

Большее количество подписей собирать не стали, хотя желающих участвовать в данной акции достаточно, и не только из числа проживающих в этом районе. Мы все голосовали за представителей Партии регионов, надеялись и надеемся на «покращення» в нашем городе, районе. Поэтому требуем снести этот уродливый амбар, это грязное пятно на лице нашего прекрасного города. Очень надеемся!..

С уважением

жители района Малахова кургана (всего более полусотни подписей)».

Не так давно мы уже писали о проблемах и бедах непосредственно Малахова кургана как музейного комплекса и некогда излюбленного места отдыха горожан и приезжих. То, во что он превратился в последние годы, просто уму непостижимо. Но не лучше, как становится ясно из письма наших земляков, выглядят и подступы к легендарному кургану. И все это, уважаемые и неуважаемые, — творение рук человеческих. Одни дают «добро» на установку и строительство уродливых архитектурных сооружений, другие это «добро» незамедлительно реализуют, превращая любимый Севастополь в уродливый базар-вокзал. И при этом (верх цинизма!) смеют заявлять во всеуслышание о своей любви к родному городу и неизменном уважении к его жителям. Только вот по делам их как-то не очень верится в любовь и уважение.

До следующей пятницы.

На снимках: так сегодня выглядят подступы к легендарному Малахову кургану.

Фото предоставлены «нахимовцами» — авторами коллективного обращения в редакцию.

Другие статьи этого номера