Комплимент… и Театр!

Комплимент... и Театр!

В антураже строительных лесов рабочие в комбинезонах и ярко-оранжевых касках старательно и энергично забивают гвозди на авансцене. Стук молотков переходит в бравурную дробь марша барабанщиков.
Этим прологом, не без юмора отразившим реалии недавнего капитального ремонта Севастопольского академического русского драмтеатра им. А.В. Луначарского, начался концерт «Комплимент от двух друзей» — совместный проект хозяев сцены и гостей — Театра танца.Обширная программа с двумя отделениями и номерами на все вкусы. От «луначарцев» — давно полюбившиеся севастопольцам классические оперные арии и дивные романсы, которые подарили заслуженный артист Украины Сергей Санаев, заслуженный артист АРК Николай Филиппов, Илья Спинов, Наталья Романычева, Алла Салиева.

Искренний восторг вызвали мини-спектакли, особенно номер а капелла «Тополя» в исполнении заслуженной артистки Украины Нателлы Абелевой, Ольги Лукашевич, Галины Пятигорец, Лоры Урсул, Елены Василевич, Марии Кондратенко, Валентины Огданской, Светланы Глинки, Екатерины Семеновой.

Даже, казалось бы, незатейливая песенка «Я встретил девушку» тоже предстала изумительным мини-спектаклем. Восхитительная красавица, ожившая сказка Востока (Галина Пятигорец) в завораживающем танце отразила всю полноту чувств наивной любви-мечты, любви-надежды песенного героя (заслуженный артист Украины Виталий Таганов). Драматические артисты сумели, как им и свойственно, изящно балансировать на тончайшей грани лиричности, мягкого юмора.

Добрую половину концертной программы и львиную долю по времени заняли номера Театра танца, продемонстрировавшего практически весь свой репертуар: «Аргентинское танго», американские «Блюз Бразерс» и «Чикаго», цыганские «Ой, на-на-на» и «Цыгане», а еще «Украину», «Израиль», «Испанию»…

Но… Финал одного из танцевальных номеров почему-то вдруг вызвал в памяти шуточный эпизод из книги незабвенной Фаины Раневской — кладезя афоризмов на все случаи жизни.

— Фаина Георгиевна, чем вам не понравился финал последней пьесы?

— Он находился слишком далеко от начала, — со свойственным ей саркастическим юмором ответствовала актриса.

Да, при всем праздничном антураже и бурных овациях зрительного зала все же возникало ощущение (как выяснилось из разговоров в антракте — не только у меня), что Театра танца оказалось много, а хотелось бы больше видеть драматических актеров — хозяев сцены.

Ведь на афише-то заявлено, что это концерт двух театров. И если драмтеатр, как было сказано выше, оставался в своих номерах именно театром, то номерами гостей сцены (за исключением, пожалуй, лирической композиции «Хризантенмы») были только танцы, танцы, танцы… которые кто-то из зрителей в антракте иронично назвал кафешантаном.

Иные совместные номера тоже воспринимались не единой композицией, к чему, чувствовалось, добросовестно стремились актеры-«луначарцы», а оставались эклектичными составляющими — не более. Ну не перекричать же, например, исполнителю романса живым голосом фонограмму…

Еще раз подчеркиваю: это личное мнение, никоим образом не претендующее на истину в последней инстанции. Тем более что стараниями Вадима Елизарова, рыцаря Терпсихоры, предыдущие успешные работы его творческого коллектива («Кармен», «Пигмалион», Notre-dame de Paris, «Бродвей» и другие) представали не эклектичным соединением танца и музыки, а полноценным театральным действом — хореографической драматургией.

На нынешнем концерте, думается, скорее всего, не в пользу коллектива сработал эффект иного сценического пространства. Собственная сцена, от которой зрительские места не отделены рампой, обжита, как родной дом. А сцена драмтеатра диктует совершенно иные каноны, она безжалостна и беспощадна.

Но — престижна и желанна.

Став генеральным директором, иными словами — административным повелителем сцены драмтеатра, Вадим Елизаров, как известно, остался и художественным руководителем Театра танца. Не место красит человека, в том числе и актера, и творческий коллектив, но успеху, бесспорно, способствует. И Театр танца нуждается в достойной сцене, спору нет.

Поэтому понятно и объяснимо стремление Вадима Елизарова вывести свое выпестованное детище на главную городскую сцену — к закономерному росту наработанного имиджа и, как следствие, к более весомым кассовым сборам — залогу полноценной жизни и благополучия творческого коллектива.

Ничего зазорного в этом абсолютно нет! Люди, отмеченные Божьей искрой, для которых творческая деятельность — образ жизни, не могут, да, собственно, и не должны, ждать, когда наконец в нашей богоспасаемой державе в целом и в регионах в частности наступит неоднократно декларируемое экономическое благополучие. Увы, уж который год подряд в анекдотическую перспективу «прилетят марсиане и пополнят бюджет» верится больше, чем в обещания властей предержащих, дистанцировавшихся от народа, кажется, гораздо дальше марсиан…

Вадим Альбертович, помнится, неоднократно рассказывал на пресс-конференциях, что во многом благодаря меценатам, которых он активно искал и сумел заинтересовать перспективами талантливого коллектива, удалось приобрести дорогостоящее сценическое оборудование, кондиционеры, акустическую аппаратуру, специальный танцевальный пол и многое другое. Меценатская поддержка в свое время помогла вывести Театр танца и на мировую танцевальную орбиту.

Предубежденные интернет-«доброжелатели» В. Елизарова — в тревоге: не рейдерский ли захват грядет в «Луначарском»? Где гарантия, что пробный шар не перерастет в тенденцию, а затем — в экспансию сценического пространства? И с учетом потенциальных аншлагов — в вытеснение драмтеатра… за ненадобностью…

Предвижу закономерный вопрос: куда же, в таком случае, смотрит худрук драмтеатра Владимир Магар? Если рассуждать теоретически — в штатное расписание, вестимо. Субординацию-то никто не отменял. А согласно оной, безусловный лидер в коллективе, в том числе творческом, — гендиректор, приказы которого, пусть даже в форме пожеланий, подлежат исполнению в первую очередь.

Впрочем, Владимир Магар, как выяснилось, был не только не против, а более того — сама идея общего «Комплимент»-концерта принадлежала именно ему. И количество номеров в программе было пятьдесят на пятьдесят. Если бы такой паритет был еще и по времени на каждый номер…

В финале статьи (сплошного каскада дифирамбов), опубликованной в одной из городских газет, говорится: отныне и впредь даешь курс на совместные мюзиклы и оперетты!

На мой же взгляд, весьма нежелательно, чтобы будущие совместные творческие работы Елизарова и Магара ограничивались лишь мюзиклами и опереттами. Потому что не хотелось бы потерять академический драматический театр.

Будучи реалистом с оптимистическим уклоном, я все же хочу верить, что драмтеатру с его традициями и золотым фондом — творческим потенциалом актеров — жить!

Но вернемся к «Комплименту от двух друзей». В финальной сцене — «Ярмарки краски» — два друга поднялись на сцену. Их оранжевые строительные каски заставили вспомнить идиому «прорабы духа». Так называли людей-преобразователей.

Напомнили каски и о том, что капремонт театра — это только фундамент, стройплощадка для будущей творческой деятельности.

Кстати, немало синонимов слова «строить» имеют самое непосредственное отношение к искусству: творить, созидать, воздвигать. Вспомним: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Хочется верить и надеяться, что оба «прораба» будут строить творческий процесс на благо театральных коллективов. А значит, и благодарных зрителей.

Ведь культура — это и есть красота, которая спасет мир!

Другие статьи этого номера