Под таким названием вышла в свет книга капитана дальнего плавания Юрия Григорьевича Бражникова. «Поколение 60-, 70-, 80-х годов, строившее светлое будущее, жили, учились, страдали и любили не только родных, близких и друзей, а страну… Данная книга, написанная в те златые годы, посвящается рыбакам, с кем посчастливилось работать вместе, и всем морякам, кто хотя бы один раз ходил в дальнее плавание в поисках «синей птицы», — говорится в предисловии к изданию. Накануне презентации книги наш корреспондент встретился с ее автором.— Юрий Григорьевич, что заставило вас, опытного морского волка, избороздившего все известные моря и океаны, окунуться в литературную пучину?
— Я никогда не ставил себе такую цель — написать и издать книгу. По складу ума я ближе к точным наукам, чем к литературе. Первые мои опыты, начатые в 70-80-е годы, — это попытка записать на листе бумаге свои впечатления, все, что меня волновало, находясь в длительных рейсах. Ведь знаете, что самое проблематичное в море? Все мысли о береге. Мы уходили на 6 месяцев, работали на промысловых судах по 12 часов в день — ловили, обрабатывали, морозили, выгружали рыбу, но тоска по берегу занозой в сердце сидела всегда, несмотря ни на какую усталость. Каждый эту проблему решал по-своему. Я же начал писать. В 80-е годы некоторые мои заметки были напечатаны в газетах «Труженик моря» и «Слава Севастополя».
— Я знаю, что вы в 70-е годы окончили Херсонское мореходное училище рыбной промышленности, а в 80-е — институт инженеров водного транспорта. Вы ходили в море на РТМ «Орлиное», «Таврида», «Таганрог», «Пятигорск»… Расскажите, каким в те времена был рыболовный флот.
— Это был самый мощный рыболовный флот в мире, который к тому же постоянно обновлялся. Суда строились в ГДР, на Николаевском судоремонтном заводе — современные, комфортные. Профессия моряка-рыбака была очень востребованна. Мы, что называется, «не вылезали» из рейсов. В годы моей активной профессиональной деятельности Севастополь был городом моряков, рыбаков и красивых девушек. А теперь это город пенсионеров, торгашей, строителей и студентов.
— Название книги «На золотом киле» не те ли отражает «золотые» времена?
— Для людей моего поколения те годы действительно были «золотыми». Безусловно, коллизии тоже бывали (о непростых, а зачастую неприятных, сложных ситуациях я откровенно рассказываю в отдельных главах), но ведь это жизнь! На самом деле быть моряком намного труднее, чем об этом думать и мечтать.
— Какие воспоминания вам наиболее дороги?
— Таких моментов за долгие годы накопилось немало. Например, я вспоминаю экспериментальный рейс на РТМ «Пятигорск». Будучи капитаном судна, я кардинально переформатировал состав команды, и эта схема впоследствии была внедрена на все остальные суда флота. Я вспоминаю, как в результате удачной и грамотной промысловой разведки в океанских водах мы обнаружили небывалое скопление клыкача — на вылов дополнительно были вызваны еще пять судов СПОРП «Атлантика». Рыбу продали на японский рынок. Начинались 90-е, и эти средства помогли предприятию какое-то время держаться на плаву. Были и другие удачные уловы, когда вся команда чувствовала себя на вершине рыбацкого счастья. Были и неудачи, да еще какие! Я не имею в виду семибалльные шторма, продленные рейсы. В те годы над нами дамокловым мечом «нависал» план. Из-за его невыполнения под вопросом была полугодичная премия всему экипажу.
— Что для вас, капитана рыболовного судна, в работе было самым главным?
— А в море нет мелочей. Работать в любых погодных условиях, работать с экипажем, ориентироваться на промысле — все важно. «Дай, поймай, обеспечь» — вот, о чем думает капитан постоянно. В своей книге я написал так: «Главное для капитан-директора — стоически переносить чуть ли не ежедневные неприятности. Сумеешь — быть тебе капитан-директором, нет — лучше не впрягайся, чтобы раньше времени «в ящик» не сыграть. Другого не дано».
— У рыбацких семей судьба особая. В одной из глав, рассказывая о личном, у вас есть горькая фраза: «…от меня осталось одно название — папа».
— Еще одна причина, из-за которой я решился собрать свои воспоминания воедино и издать их книгой, — это желание рассказать родным, близким моряков, кем были их отцы, деды, какой нелегкий труд у моряков. Возможно, это добавит теплоты в отношения и привнесет понимание.
— Как вы думаете, ваша аудитория — это кто?
— Это семьи рыбаков и, конечно, сами моряки. Пусть знают: их не забыли, ими гордятся! Я также считаю, что моя книга может вызвать определенный интерес у молодежи. В ней достоверные сведения о мужественных людях, о настоящих поступках.
На снимке: капитан дальнего плавания Ю.Г. Бражников.
Фото Д. Метелкина.