Великий праздник Сретения Господня

Великий праздник Сретения Господня

15 февраля православные христиане отмечают великий двунадесятый (один из двенадцати) праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа. Церковнославянское слово «сретение» означает «встреча». В этот день действительно произошла самая важная встреча в жизни каждого — встреча Бога с человеком.ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Евангелие от Луки, гл. 2, ст. 22-40). В 40-й день по Рождеству Христову Пречистая Дева Мария и Иосиф Обручник, муж Марии, принесли Богомладенца Иисуса в Иерусалимский храм — центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Левит, гл. 12), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо безмужно родила Иисуса Христа — Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

Деву Марию с Младенцем Христом на руках и Иосифа Обручника в Иерусалимском храме встретили Симеон Богоприимец и Анна-пророчица. Старцу Симеону было возвещено ангелом, что он не умрет, пока не увидит Спасителя Христа, обещанного пророками (см. Лк. 2:26). А получил он это предсказание, когда за 250 лет до Рождества Христова вместе с другими переводчиками переводил Священное Писание с еврейского на греческий язык для египетского царя.

Ему досталась для перевода книга пророка Исайи, который очень много пророчествовал об Иисусе Христе. Переводя то место, где Исайя говорил, что «Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут Ему имя Еманнуил, что означает «с нами Бог» (Ис. 7:14), праведный Симеон подумал, что, по всей видимости, в текст вкралась ошибка: не может дева родить, и если рождает, то рождает женщина — жена. Он уже хотел стереть слово «дева» и вписать туда слово «жена», как вдруг ангел остановил его, повелев не делать этого исправления. Истина, о которой говорил пророк Исайя, действительно исполнится, и он, Симеон, явится свидетелем ее исполнения — он не умрет до тех пор, пока не сбудется написанное.

Несказанной радостью исполнилось сердце старца Симеона, когда он увидел долгожданного Спасителя мира. Он дождался свершения древних пророчеств, дождался рожденного Господа Христа!

По внушению свыше благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки и, благословив, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2: 29-32).

Иосиф же и Матерь Божия дивились словам Симеона. Он благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: «Вот из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу». Это значило, что Она Сама будет переживать великое горе за Сына Своего, когда Он будет страдать.

В храме была также 84-летняя вдовица Анна-пророчица, дочь Фануилова, «которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2: 37-38).

ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ПРАЗДНИКА

До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию, Спасителя мира, и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета — праведный Симеон и Анна-пророчица — удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.

Пусть нынешний праздник пришествия Христа в храм и встреча Его в этом храме подвигнут нас к христианскому размышлению о Боге и о себе самих, и да будет для нас тогда мирной и радостной встреча с Христом Богом нашим, к Которому всегда должна стремиться христианская душа.

ОСВЯЩЕНИЕ СВЕЧЕЙ

Во всех православных храмах в день Сретения Господня служится праздничная Божественная литургия, по окончании которой совершается чин освящения свечей. Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную Церковь в XVII веке. Свечи освящаются в память установленной ветхозаветным пророком Моисеем обязанности приносить в жертву Богу всякого первенца, а также как знак освящения и очищения мира истинным Светом Христова Евангелия.

Церковь предостерегает своих прихожан придавать освященным свечам какое-либо магическое или чудодейственное значение: «Сретенская свеча напоминает нам о зажженном в каждом из нас огоньке Благодати Божией, который надо сохранять в себе на всем нашем земном пути. По мере того, как мы сберегаем и защищаем эту искорку веры в наших сердцах, мы противостоим силам зла, которые постоянно нас окружают и пытаются удалить нас от еще одного Светоча — света Вечной жизни, осеняющего этот путь». Сретенские свечи хранятся бережно весь год и возжигаются во время домашней молитвы.

А. СЛЕЗКИН, сотрудник Севастопольского благочиния.

Другие статьи этого номера