И зимней розы благодать…

И зимней розы благодать...

Чудеса, да и только: на всем протяжении феодосийской трассы окрестности не радовали даже легким снежком на обочинах. И вдруг… свернув от Тополевки вправо, в горно-лесной массив, мы попали в настоящее зимнее царство.По легенде, здесь, на склоне горы Каратау, в урочище Топлу, уроженка Рима Параскева во II веке нашей эры претерпела последние страдания и отдала жизнь за верность заветам Христа. Хотя в церковных летописях точных данных о месте гибели Параскевы не сохранилось, имя ее закрепилось в названии источника, появившегося, по преданию, в момент кончины преподобномученицы.

В середине XIX века близ источника поселилась в пещере-землянке болгарская девушка Константина и истово молилась о создании здесь монашеской обители. Как бы в ответ на ее молитву в 1864 году здесь был открыт Топловский Троице-Параскевиевский женский монастырь. Время сохранило аллеи самшита: судя по медленному росту этих «железных деревьев» (не более сантиметра в год) и нынешней высоте в два с лишним метра посадки, — явно ровесники обители.

У источника, ныне приобретшего вид благоустроенного колодца под крышей с крестом, привлекает внимание необычная икона: святая Параскева изображена в полный рост, в одной руке держит крест, в другой — чашу, со дна которой смотрят… глаза — такие же, как на прекрасном лике. Духовный символ прозрения? Не только. Есть множество свидетельств поразительных чудес исцелений этой водой болезней глаз, вплоть до того, что прозревали даже слепые.

От источника святой Параскевы и еще одного — Трех святителей, расположенного довольно далеко от обители, сделан отвод в главную монастырскую купель — куполообразное здание с круглым бассейном.

Неподалеку — заснеженное кладбище, где среди скромных безымянных могил монахинь выделяется место упокоения в 1928 году игуменьи Параскевы (Ольги Родимцевой), жизнь которой была связана с Топловской обителью более полувека, в том числе 38 лет — настоятельницей, удостоенной за неустанные труды во славу обители высшей награды монашествующих сестер — наперсного креста. Не иначе как с Божьей помощью ей удавалось хранить монастырь и в годы воинствующего атеизма. Обитель была официально закрыта лишь после кончины игуменьи, а в 1944 году место упокоения потеснила братская могила воинов-освободителей Крыма.

С краснозвездным обелиском и сейчас соседствует крест с фотографией матушки Параскевы. Только захоронения под крестом уже нет: по вердикту Священного Синода Украинской Православной Церкви в 2009 году состоялось обретение нетленных мощей, а затем — прославление святой преподобной Параскевы Топловской.

Все возвращается на круги своя. Жизнь великой подвижницы стала житием, а мощи — величайшей святыней одного из храмов.

Этот храм Святой Параскевы — ярко-розовый. Виден издали так же отчетливо, как и соседний храм иконы «Всех скорбящих Радостей» — небесно-голубой, с великолепной мозаичной иконой на фасаде. Во дворе этого храма наше внимание привлекли колокола разных размеров. На них мастерски выполненная иконопись в металле: Христа, Святой Троицы, Серафима Саровского, Романовых — новомучеников российских…

Колокола приготовлены для будущего главного краснокирпичного храма — чуда архитектуры, возведение которого намечалось еще на исходе позапрошлого века, а начато было только в 2011 году. Над стройплощадкой высится подъемный кран, и от фундамента поднимаются краснокирпичные стены. Может, не так быстро, как резиденции да особняки, но все-таки растут. И это радует.

Не менее потрясающее впечатление оставила дорога от главного подворья по лесу к источнику святого Георгия Победоносца.

Дух захватывало от зрелища букового леса. Лиственные деревья, наряженные в зимние уборы от ствола до последней веточки, словно кружились в вальсе в изломах гор. А сквозь снег неуклонно пробивали дорогу к свету подснежники.

Журчал источник, перетекающий в купели под открытым небом. В кристально прозрачной воде отражались деревья и небо. Со звонницы можно было позвонить в колокола, и хрустальный звон устремлялся в горные выси.

Да, это и есть то, что называется благодатью святых обителей — окружающий мир, вызывающий чувство особой умиротворенности, благоволение, ниспосланное свыше.

Запомнились свежие розы, которые сестры и сейчас, зимой, освящают в храмах у икон, а затем выкладывают в притворах на подоконники — для паломников.

Я тоже взяла букетик на память.

Свежие благоухающие розы из зимней обители — разве это не чудо?..

Другие статьи этого номера