И жить дорого, и помирать накладно

И жить дорого, и помирать накладно

Вот уж правда парадокс, да такой, что иногда и не знаешь, что дешевле: жить или умирать? Но мы с вами, уважаемые читатели, оптимисты, не так ли? Поэтому, несмотря ни на какие трудности и проблемы, выбираем жизнь.
А раз так, значит, продолжаем бороться. Бороться за то, чтобы проблем было меньше, чтобы в городе нашем был порядок во всех сферах и… закоулках (а не только в центре). Бороться за свои права, законные интересы. Да за здоровье собственное, в конце-то концов.
Именно поэтому в нашем традиционном пятничном откровенном разговоре о важном мы вернемся к темам, которые уже освещались в нашей рубрике, обсуждались читателями и вызвали у них живой отклик.
Начнем со здоровья, которое, как утверждает расхожая фраза, «ни за какие деньги не купишь», как, впрочем, и совесть, и ответственность, и профессионализм, и милосердие. Наш первый собеседник — Леонид Григорьевич с проспекта Генерала Острякова.

Скоро «сказка» сказывается, да не скоро…
«Уважаемая «Слава Севастополя», здравствуйте!

Долго колебался, надо ли вам писать о случае, невольным участником и свидетелем которого я стал. Потом решил в пользу того, что город должен знать своих «героев» в лицо. Для начала — небольшая предыстория. В газете «Слава Севастополя» ( 18 (23911) за 31 января 2013 года) прочитал статью главного врача КЗ «СССМП» А. Ананьина «Скорая» приедет не скоро»… К тем, кто в ней не нуждается». Я не берусь давать оценку этой статье, т.к. не являюсь специалистом. Но по тексту статьи чувствуется, что она написана не врачом, который давал клятву Гиппократа, а чиновником, администратором. Поэтому я хотел бы задать вопрос господину А. Ананьину как чиновнику: «После вступления в силу постановления Кабмина Украины от 21.11.2012 г. вы, как непосредственный руководитель КЗ «СССМП», обращались или нет в администрацию города с предложением об уменьшении всем работникам «Скорой помощи» окладов?» Ведь с 21.11.2012 г. объем работы у ваших подчиненных значительно сократился. Если не обращались, то, по мнению многих севастопольцев, это необходимо сделать.

Теперь перехожу к главному, почему я все же решил обратиться в «Славу Севастополя». 2 февраля 2013 года около 17 часов мы с соседом проходили по улице Генерала Коломийца и увидели, что недалеко (на расстоянии 40-50 м) от входа в помещение подстанции «Скорой и неотложной помощи» Ленинского района, на газоне, между проезжей частью дороги и тротуаром, лежит пожилой человек. Лицо у него было бледным, он пытался подняться, но ему это не удавалось. Этот человек не бомж, нормально, прилично одет. Я подошел и спросил, что с ним случилось, чем мы можем ему помочь. Он с большим трудом ответил, что ему очень плохо, что-то с сердцем. В это время подошел еще один мужчина, вместе с моим соседом они остались у больного, а я поспешил на подстанцию «Скорой помощи». Обратился к женщине, которая сидела в отдельной комнате, одетая в белый халат (кто она по должности — я не знаю: диспетчер или заведующая подстанцией, а может, старшая смены). Я ей объяснил, что рядом, у подстанции, лежит человек, ему плохо, он нуждается в медицинской помощи. В ответ она мне заявила, что я должен сделать вызов по телефону. Я продолжал настойчиво ее убеждать, что человек рядом, возможно, умирает и надо срочно оказать ему медицинскую помощь. Никакой реакции на мои слова со стороны работника «скорой помощи» в лице этой женщины я не увидел, она спокойно занималась своими делами. Когда я спросил, так будет ли оказана больному помощь, прозвучал ответ, что она меня поняла. И… продолжила заниматься своими делами. Так я ушел, не солоно хлебавши, к больному человеку.

Начали мы звонить по мобильному телефону по номеру 103, объяснять, в чем дело. В ответ услышали: «Зайдите на подстанцию», после чего трубку бросили. И только с третьего раза вызов был принят. Одновременно с нами звонила по городскому телефону и вызывала «скорую помощь» женщина из дома, расположенного напротив (она видела в окно больного мужчину, услышала, что мы не можем вызвать «скорую», и пыталась нам помочь). Наконец-то, минут через 15-20(!), из помещения подстанции вышли 3 человека. Постояли, покурили и не спеша направились в нашу сторону, к больному. Один из них, молодой человек, крепкий, высокий, возможно, медбрат, с сигаретой в зубах наклонился к больному, спросил у него: «Ну что?» — и начал его сразу поднимать. При этом врач больного не осматривал, не проверял пульс. Может, больного нельзя было поднимать и пытаться поставить на ноги? Может, больного надо было перемещать только на носилках? Медбрат с сигаретой в зубах обхватил его (больного) со спины (благо сила есть) и поволок к машине «скорой помощи» (к этому времени к подстанции подъехала машина, на которой стояла цифра 2). При этом сигаретный дым шел прямо в лицо больному человеку.

Как дальше развивались события — я не знаю. Этот печальный пример показывает работу «скорой помощи» не с лучшей стороны.

Леонид Григорьевич, житель района проспекта Генерала Острякова.

P.S. Мой электронный адрес вы знаете, я готов в любое время более подробно рассказать о данном случае, если в этом будет необходимость. Очень хотелось, чтобы его прокомментировал господин А. Ананьин».

Случай, конечно же, вопиющий. И на фоне того, что многие севастопольские медицинские работники, в том числе и со «скорой», трудятся самоотверженно, можно сказать, на износ, выглядит ещё более омерзительно. Благо подобное в нашем городе, к счастью, не носит системного характера.

Но, тем не менее, дабы внести окончательную ясность, хотелось бы услышать точку зрения на описанный нашим читателем факт и фигурантов истории, и официальных лиц. Было бы здорово узнать и о самочувствии мужчины, за здоровье которого так настойчиво сражались совершенно посторонние, но не разучившиеся сочувствовать и сопереживать люди. Так что тему не закрываем, ждем ответов, которые незамедлительно представим горожанам — читателям «Славы».

Наша следующая собеседница — жительница улицы Маршала Геловани, попросившая не указывать её фамилию, имя и отчество. Это право нашей уважаемой читательницы, такое же, как и быть услышанной. Поэтому предоставляем милой даме эту возможность.

«Хочу отдать свои деньги быстро и без нервотрепки»
«Уважаемая редакция!

В одном из пятничных номеров газеты читатель затронул вопрос о быстроте уплаты коммунальных платежей. К сожалению, у нас в городе отставание даже там, где его могло и не быть. Приведу свой пример. Я заключила с банком, в котором получаю пенсию, договор об уплате платежей за коммунальные услуги. Банк справляется отлично, претензий нет. А вот к коммунальным службам есть вопросы.

Вот они:

1. Почему прием показаний измерительных приборов производится в разные сроки? В «Севастопольгазе» и «Севастопольэнерго» — до 1-го числа, а в «Севгорводоканале» и «Севтеплоэнерго» до 20-го числа месяца. В результате отсчет ведется по-разному, и в счете указывается не его период, а просто месяц.

2. Почему на сайте ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» можно наглядно видеть не только показания счетчика за год, но и оплату помесячно? Чего не скажешь о других сайтах. Особенно сложно разобраться на сайте КП «Севтеплоэнерго» СГС. Там вообще нет записи показаний теплосчетчика.

3. Почему не все службы присылают счета? Это относится к ПАО «Севастопольгаз» и КП «Севгорводоканал».

4. Почему «Севэнерго» в своих счетах дает полный расчет с указанием тарифа и льгот столь подробно, что не возникает вопросов к этой службе? Чего не скажешь о «Севтеплоэнерго». Из-за всех этих недочетов приходится вести дополнительно учет показаний приборов. А зачем тогда компьютер?

Многие мои знакомые пользуются ПК и банком для уплаты платежей, что экономит время и нервы. Но не всё ещё так хорошо, как хотелось бы. Мой совет коммунальным службам: постарайтесь создать такие программы, которые были бы более доступны и понятны любому потребителю.

И последнее. Если вы хотите быстрее получать деньги за коммунальные услуги — быстрее выставляйте счета и доводите до сведения пользователей услуг, как это делает ПАО «ЭК «Севастопольэнерго». 30-го числа месяца сообщаешь показания счетчика, а 3-4-го числа последующего месяца уже есть расчет в банке и на сайте компании. И не нужны никакие коды, достаточно номера прибора, ибо иной раз ПК не срабатывает на пароли и иностранные коды.

Извините за совет, но думаю, что от этого выиграют все.

Жительница улицы Марш. Геловани».

Жалобы коммунальщиков на катастрофическую нехватку финансирования, сложные условия работы и т.д., и т.п. мы слышим регулярно. Из них следует одно (и сводятся они к одному и тому же): потребитель должен платить больше.

А вот борьба потребителя услуг за право отдать коммунальщикам свои собственные денежки без мук и очередей, дискомфорта и нервотрепки — это как-то всегда оставалось «за кадром». Хотя мы не раз повторяли: хотите, чтобы люди платили вовремя и без проволочек, — обеспечьте им такую возможность. Тем более в наш век бурного и стремительного развития информационных технологий сделать это можно без особого труда. Стоит только захотеть.

Письма, завершающие сегодняшний откровенный разговор, возвращают нас к теме цивилизованного отношения к усопшим и оказания ритуальных услуг. Судя по откликам на опубликованное в «Откровенно о важном» письмо, не всё в нашем городе с этим делом обстоит гладко, безоблачно и «пушисто». Иными словами, успокаиваться и опускать руки ещё очень и очень рано.

Момент истины?
«Добрый день, сотрудники редакции и севастопольцы!

Пишут вам жители Севастополя, которые являются получателями и читателями нашей городской газеты. Прочитав и в этот день (1 февраля 2013 года, 19) любимую газету, нашла больную тему, с которой хотела обратиться давно. Но автор рубрики «Откровенно о важном» опередила меня и, думаю, многих нас, севастопольцев. В рубрике поднимаются справедливые и правильные темы, которые волнуют горожан, но не каждый может обратиться в редакцию именно в тот тяжелый момент, когда душу разрывает боль. А боль, сами понимаете, у каждого своя. И еще больнее становится от того, что отдельные недобросовестные наши сограждане не брезгуют на ней еще и нажиться.

Безусловно, есть люди, работающие в сфере ритуальных услуг, которые с пониманием и вниманием относятся к обратившимся к ним со своей бедой. Советуют, помогают, как лучше все оформить, сделать. Проверять после услуг таких людей не надо: все записано, расписано, куда и к которому часу прийти, что принести и отнести… Речь о Татьяне Александровне, Елене Александровне и Александре Владимировиче — сотрудниках ритуального предприятия с ул. Пожарова, 7. Именно такие работники, которые действительно сочувствуют севастопольцам в горестные моменты, стараются облегчить боль утраты, нужны в ритуальной сфере.

А не такие… У нашей подруги, проживающей на улице Маршала Геловани, 26 января 2013 года, как говорится, прямо на руках умерла мама. Вызвали врача, зарегистрировали смерть. Усопшая находилась под наблюдением участкового врача, так как была лежачей. После положенного в таких случаях времени приехал катафалк с грузчиками, а еще… сотрудники милиции. И тут началось. Родственников развели по разным местам в квартире: кого на балкон, кого на кухню. А сами стали ходить по квартире, осматривать шкафы, комнаты, т.е. те места, которые осмотру в таких случаях не подлежат (во всяком случае, без присутствия родственников усопшего). После трехчасовой(!) проверки работники, прибывшие с катафалком, попросили расплатиться за их услуги на месте. При этом квитанции, т.е. отчетного документа, не выдали. Видимо, решили: сколько захотим, столько и возьмем. А как иначе это расценить?

И еще один очень неприятный инцидент произошел в этот же день. Но, как говорится, не пойман — не вор, поэтому описывать случившееся (а тем более обвинять кого-либо в содеянном) не буду. Скажу только, уважаемые севастопольцы: даже находясь в страшном горе, не забывайте прятать подальше от посторонних глаз кошельки. От греха, так сказать, подальше…

Дай Бог нам, севастопольцам, больше сочувствующих, помогающих и понимающих людей. И в горький час, и в минуты радости…

С уважением
Нина Павловна, жительница улицы Хрусталева».

А вот ещё одно мнение. Оно — от профессионала, не первый год работающего в сфере ритуальных услуг и знающего ситуацию, как говорится, не понаслышке, а изнутри.

Если труп «домашний» — значит криминальный?
«В рубрику «Откровенно о важном». Здравствуйте! Меня, как специалиста похоронного дела, ваша статья «ОколоРИТУАЛЬНЫЕ страсти» подвигла изложить свое видение проблемы и, главное, пути ее возможного разрешения.

Так, в опубликованном письме наших земляков и в комментарии к нему редакции газеты вскрылась не только оборотная сторона благого дела — достойных проводов в последний путь близких людей, но и факты не очень достойной, можно даже сказать, закулисной борьбы бюро судебной медицины Севастополя, продолжающего правдами и неправдами добиваться права забирать всех (без исключения) умерших на вскрытие в свой морг под благовидным предлогом необходимости проведения экспертизы.

Такое отношение к людям, несмотря на закон и подзаконные акты, одним из коих является новый «Порядок взаимодействия между органами милиции, здравоохранения и прокуратуры при констатации смерти», продолжается и поныне. По моему мнению — с молчаливого согласия районных прокуратур и блокирования разбирательства в этом вопросе со стороны следственных органов города. Доказательством того, на мой взгляд, служат полученные ответы из соответствующих служб, по сути — отписки, поскольку в них не содержится конкретной информации по сути обращений и существу дела, а также отсутствие должной реакции на сигналы пострадавших и ряда похоронных предприятий (ЧП «Скорбь», Военно-мемориальная компания и др.).

Уникальная ситуация по своей кощунственной сути и размерам сложилась только в Севастополе. И заключается она в том, что СМЭ и одна из городских ритуальных служб стали считать (прошу прощения у севастопольцев) каждый труп своей «добычей», требующей вскрытия и помещения в свой же морг. Бесстрастная статистика по Украине показывает, что бюро судебно-медицинских экспертиз на территории нашей страны вскрытиями подобного характера охватывают от 5 до 10% от всех умерших. В Севастополе же скоро может дойти до того, что «криминальными» трупами окажутся все сто процентов усопших в собственных жилищах. К слову, сюжет о, мягко говоря, неблагоприятной ситуации в городе-герое в этой сфере выходил даже в эфире одного из общенациональных каналов. Но пока, увы, никаких сдвигов в лучшую сторону не произошло.

Мне по работе приходится сталкиваться с людским горем каждый день. Кажется, уже ко всему должен был привыкнуть. Но поверьте, когда люди с болью рассказывают о том, как с ними обращались, забирая тело усопшего дома родственника или близкого человека, иногда просто становится страшно.

Неужели для того, чтобы навести порядок в этом вопросе, сохранить лицо и честь города, оградить его жителей от необоснованных подозрений, необходимо вмешательство Генеральной прокуратуры? Ведь не все, даже вооруженные знаниями законов, конституционных и иных своих прав наши сограждане не в силах противостоять нахрапу отдельных представителей околоРИТУАЛЬНОГО бизнеса, граничащему с беспределом. В целом же ситуацию можно решить в одночасье, если будут соблюдаться законы. Соблюдаться всеми, а не избранными.

В.К. Щербич».

Да простят меня наши уважаемые читатели, но после прочтения этих строк вспомнился далеко, на мой взгляд, не смешной, но все же анекдот.

Больного, накрытого белой простыней, везут на каталке. Он, робко выглядывая из-под этой самой простыни, умоляющим голосом произносит, обращаясь к санитару:

— Голубчик, а может, в реанимацию?

Санитар безапелляционно и неумолимо:

— Доктор сказал: «В морг!» — значит в морг.

И чем, скажите, пожалуйста, ситуация из реальной жизни, описанная В. Щербичем в его письме-отклике, отличается от этой, вроде как анекдотической? И в первом, и во втором случае наглость и напор — с одной стороны и полное бесправие — с другой.

Но мы ведь с вами, уважаемые земляки, договорились быть оптимистами. Мы ведь еще за свои права и права наших близких жить достойно и так же уходить в мир иной поборемся, не правда ли?

Напоминаем, что высказать свою точку зрения по данной проблеме мы предоставим всем заинтересованным лицам. Без табу…

Не хотелось бы расставаться на столь пессимистичной ноте. Давайте вспомним, что сегодня — первый день весны-красны. Совсем скоро изумительным, пьянящим ароматом цветущих деревьев будет наполнен севастопольский воздух. Ласковыми лучами пригреет, приголубит солнышко. И к нему потянутся изумрудные листочки роскошных южных деревьев и кустарников и потрясающе нежные, неповторимые весенние цветы…

Словом, жизнь продолжается! Будем жить! И весной, и летом, и осенью, и зимой.

Фото Д. Метелкина из редакционного архива.

Другие статьи этого номера