Юрий КАРПОВ: «2013-й станет годом масштабного внедрения электронных сервисов»

Юрий КАРПОВ: "2013-й станет годом масштабного внедрения электронных сервисов"

О том, что ожидает налогоплательщиков в самое ближайшее время, о перспективных направлениях работы ведомства и о новых налоговых сервисах нашим читателям рассказывает председатель ГНС Севастополя Ю. КАРПОВ.— Юрий Сергеевич, какие из новаций 2013 года, по-вашему, будут главными?

— 2013-й станет годом активного развития и внедрения электронных услуг для плательщиков налогов. Важный шаг в этом направлении уже сделан. КМУ одобрил концепцию создания сервиса «Электронный кабинет налогоплательщика». Теперь каждый плательщик сможет иметь персональный аккаунт на сервере ГНСУ, где будет храниться вся история его отношений с ведомством.

«Электронный кабинет» позволяет осуществить онлайн-просмотр информации о себе, объектах налогообложения, предоставленных льготах и осуществить декларирование налоговых обязательств в электронном виде с использованием цифровой подписи, уплатить налоги с помощью банковской системы по типу интернет-банкинга, а также вести переписку с налоговыми органами.

В рамках этого сервиса будет обеспечен доступ налогоплательщика к его индивидуальному налоговому календарю с целью информирования о сроках представления отчетности и уплаты налогов. Все это позволит максимально исключить ошибки при заполнении налоговой отчетности либо даст возможность для их самостоятельного исправления, без наложения штрафных санкций. Уже в ближайшем будущем граждане смогут в электронном формате представить декларацию о доходах физлиц.

В этом году для предпринимателей и граждан внедрен сервис «Заполнение декларации об имущественном положении и доходах», который позволяет заполнить декларацию в электронном виде и представить ее в налоговую через Интернет. Это как раз тот случай, когда можно констатировать, что электронные сервисы реально облегчают и упрощают исполнение законодательных норм.

— А что необходимо предпринять гражданину, который решил подать декларацию электронным способом?

— Для пользования этой услугой плательщику необходимо получить бесплатный электронный ключ, т.е. цифровую подпись и соответствующее программное обеспечение. Сделать это достаточно просто, и вся процедура занимает не более 20 минут в налоговой службе по адресу: ул. Кулакова, 56. Всем желающим наши специалисты при наличии нехитрого пакета документов и электронного носителя (диска, флеш-карты) выдадут электронный ключ цифровой подписи. На нашем официальном сайте в специальном баннере содержатся необходимый перечень документов, форма заявления и другая информация для тех, кто решил перейти на электронное общение с налоговой службой.

— Предусмотрены ли какие-нибудь новые разработки и сервисы для крупного бизнеса?

— На стадии разработки находится еще много новаций, которые мы презентуем в течение года, в т.ч. для крупного бизнеса. В этом году будет внедрен сервис, позволяющий заменить процедуру аудита мониторингом текущей деятельности с последующей реакцией со стороны налоговых органов. Сервис называется «Горизонтальный мониторинг» и пока используется в качестве эксперимента.

В прошлом году он был успешно апробирован на пяти крупных украинских предприятиях. Впервые подобный сервис был использован в Нидерландах в 2005 г. Позднее опыт переняли Германия, Австрия, Словения и другие страны. Налоговая служба с согласия плательщика обрабатывает информацию о его финансовых операциях и тут же указывает на возможные риски, а также на сомнительных контрагентов, их выполняющих. Налогоплательщик сам решит, продолжать деловые отношения с таким партнером или нет.

Кроме того, внедряется новый сервис, который будет интересен для предприятий с иностранными инвестициями: предоставление правовой оценки инвестиционных проектов на наличие налоговых рисков. Иногда инвесторы неправильно трактуют налоговое законодательство и не понимают тех пределов, за которыми оптимизация становится нарушением.

Налоговая, в свою очередь, оперативно будет рассматривать обращения предпринимателей и сообщать им о соответствии хозяйственной операции налоговому законодательству. Переписка будет индивидуальной и полностью конфиденциальной. При этом все обнаруженные ошибки предприниматели смогут исправить самостоятельно до официального оформления сделки. Воспользоваться «Сервисом по анализу моделей хозяйственных операций предприятий с иностранными инвестициями» сможет любое предприятие независимо от страны происхождения капитала.

— Значит, контрольно-проверочная деятельность уходит в прошлое, ведь, опираясь на сервисы, нарушения можно исправить заранее. Вы считаете, что этого достаточно и все без исключения станут добросовестными налогоплательщиками?

— К сожалению, мы не можем утверждать,что все бизнесмены являются добросовестными. Несмотря на значительное сокращение фактических проверок более чем в 10 раз, налогоплательщики, работающие в «теневом» секторе экономики, по-прежнему находятся в поле нашего внимания. Выявление таких субъектов и привлечение их к уплате налогов — это резервы для бюджета, и мы активно работаем в этом направлении. Все это стало возможным прежде всего за счет усовершенствования аналитических методов.

Введена риско-ориентированная система мониторинга, позволяющая эффективно выявлять «серые» схемы, не вмешиваясь в текущую деятельность добросовестных плательщиков. В этом году в структуре службы начнет функционировать специальный мониторинговый центр, который, используя экономико-математическую модель прогнозирования налоговых поступлений, значительно повысит прогнозную и аналитическую функции в деятельности службы и, соответственно, поможет в выявлении субъектов, работающих в зоне риска.

— А по какому принципу внедряются те или иные сервисы, каким образом определяется, в какой новой услуге нуждаются наши предприниматели?

— Мы прислушиваемся к мнению бизнеса и общественности. В ходе постоянного взаимодействия и диалога с бизнесменами выявляются «горячие» точки соприкосновения и определяются пути для их устранения. Решение рождается исходя из интересов не только предпринимателей, но и бюджета страны. В целом с развитием электронных сервисов решаются две задачи: первая и главная — обеспечение комфортных условий ведения бизнеса и вторая — уменьшение количества персональных контактов плательщика с инспектором, а следовательно, снижение роли человеческого фактора и коррупционных рисков.

— Топ-темой первых дней года стала новость о создании Миндоходов и сборов и объединении двух служб — налоговой и таможенной — в одно целое. Не создаст ли очередная реорганизация ведомства неудобства налогоплательщикам?

— Ни в коем случае! Создание министерства в целом благоприятно повлияет на условия ведения бизнеса в стране. Это как раз основная цель его создания. Инициатива президента по созданию ведомства направлена на дальнейшее усовершенствование процесса администрирования налогов и сборов. В частности, это станет возможным благодаря использованию единой информационной базы, объединения целого ряда структурных подразделений, которые будут работать по единым методологическим подходам.

А оргмероприятия по объединению ведомств пройдут так, чтобы не возникло неудобств для плательщиков и чтобы бизнес-среда от всех новаций в нашей работе получала исключительно положительные впечатления: ускорение обслуживания, уменьшение документооборота, проведение процедур в электронном виде, постоянный рост компетентности и доброжелательности.

Приоритеты нашей работы остаются неизменными: усовершенствование системы администрирования налоговой системы Украины, качественное обслуживание плательщиков с применением новейших технологий, упрощение документооборота, минимум затрат времени представителей бизнеса на общение с государственной структурой и максимум — на основную деятельность.

— Спасибо за беседу!

Другие статьи этого номера