Через несколько месяцев исполнится ровно 30 лет, как в небе над территорией СССР один из истребителей Су-15 в районе о-ва Манерон сбил южнокорейский пассажирский авиалайнер «Боинг» после того, как этот самолет, летевший из Нью-Йорка в Сеул, нарушил госграницы СССР на Камчатке. Погибли 269 пассажиров и экипаж.
По факту крушения работало пять международных комиссий, СССР и США выдвигали взаимно обвинительные гипотезы участия обеих стран в этой трагедии.
И все же до сих пор ничего неизвестно об истинных причинах этого нашумевшего на весь мир инцидента. Или если известно, то основательно засекречено.
Между тем до сих пор, оказывается, живы люди, которые принимали участие в расследовании причин этой жуткой авиакатастрофы. И в первую очередь это касается водолазов.
Сегодня мы предлагаем вниманию читателей «Славы» запись свидетельских воспоминаний одного из участников расследований этой катастрофы, который за год до своей смерти рассказал кое-что интересное своему сыну, предварив рассказ сожалением, что дал в свое время подписку о неразглашении обстоятельств работы в районе
о-ва Манерон и потому молчал долгие годы. Вот что помнил севастополец Валерий Сергеевич Винниченко, работавший в 1983 г. в Баренцевом море на буровом судне водолазом.
. В начале сентября нас вызвали к капитану порта, и незнакомый нам мужчина, представившись сотрудником КГБ, уведомил, что всем нам (группе из шести водолазов) предстоит месячная командировка на Дальний Восток. Какая именно — нам не сообщили. Во всяком случае, предстояла работа строго по специальности.
Вот таким образом мы попали на о. Сахалин и несколько недель осуществляли погружения с борта спасателя «Спрут».
Что искали? Стояла задача найти на дне моря «черные ящики» с какого-то потерпевшего крушение большого самолета, а также засвидетельствовать наличие тел погибших пассажиров. Первые же погружения указывали на весьма странный «набор» предметов в эпицентре крушения.
Во-первых, фрагментов иллюминаторов, а также пассажирских кресел мы не находили. Я обнаружил всего семь пар туфель и две куртки мужские. Во-вторых создавалось впечатление, что эти вещи были специально подпорчены заранее! В обуви как на подбор преобладало отсутствие каблуков, а куртки кто-то как бы погрыз изнутри — куски подкладки выборочно отсутствовали. Мой товарищ наткнулся на целых 9 пудрениц: вроде бы их на дне морском что-то сдвинуло в одно место. Я открыл одну из них: зеркальце все пошло как бы паутиной, но пудреница вообще-то была закрыта.
В последний день поисков я в ответвлении одного заиленного рифа нашел целую кучу вилок и ложек: их ручки были скручены в виде пропеллера. Какая сила способна была это осуществить за те секунды, пока авиалайнер шел на дно?
Ну и самое главное: в месте крушения «Боинга» не было найдено ни одного человеческого тела. Как будто самолет летел на автопилоте с начинкой из изуродованных случайных вещей, причем некоторые из них просто не могли находиться на воздушном судне. Например, мы подняли на борт «Спрута» фрагмент. водосточной трубы.
Ходили, конечно, разные слухи. Например, что все пассажиры были похищены инопланетянами. Но в прессе эту версию ядовито и дружно осмеяли, хотя в газете «Известия» она была озвучена, разумеется, с осторожным негативным комментарием какого-то авторитетного академика.