Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 17o

Двадцать лет в прочном корпусе. Подводник Лушников

Родился Алексей Лушников 6 апреля 1929 года четвертым ребенком в селе Новая Студеновка Пензенской области. Через год родители в поисках лучшей доли переехали в Горьковскую область. Отец работал в колхозе рядовым полеводом. Потом дорос...

Родился Алексей Лушников 6 апреля 1929 года четвертым ребенком в селе Новая Студеновка Пензенской области. Через год родители в поисках лучшей доли переехали в Горьковскую область. Отец работал в колхозе рядовым полеводом. Потом дорос до бригадира. Вырастил рекордный урожай овса и был премирован патефоном с двумя десятками пластинок. По тем временам для села — премия очень весомая. Отца переводят на должность управляющего отделением совхоза в 40 километрах от Горького. В этом отделении были пойменные луга и овощеводство открытого грунта. Мать получила орден «Материнская слава» II степени. В семье было уже восемь детей. И сам Леша пошел работать в совхоз. Сначала лошадь под уздцы по полю водил, овощи окучивал, выпасал лошадей и быков совхозных. Потом доверили управлять конными граблями. А было мальчишкам по 12-14 лет. Шла война. Но шла она вроде бы где-то далеко. И ребята работали с огоньком, весело.Старший брат, 1922 года рождения, был призван на флот и в те годы служил на Каспии после окончания Бакинского училища строевых старшин. В 1944 году его назначили старшиной роты Горьковского военно-морского подготовительного училища. И брат взял Лешку к себе в роту. Вступительные экзамены он сдал с большим трудом, но проходной балл набрал. Два года учился Алексей в этом училище. Но здание дало трещину, угрожало обрушением из-за подземного убежища под ним. Курсантов училища переводят в город Энгельс в здание бывшего артиллерийского училища. К окончанию третьего курса в 1948 году училище уже именовалось Саратовским подготовительным военно-морским. После выпуска всем 180 курсантам дали месяц отпуска. А затем их отправили в Севастополь, где формировалось Высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова. Здания учебного корпуса не было, казармы и столовой — тоже. Пришлось активно помогать строителям. Выделялись на подсобные работы целые классы.

После окончания училища в 1952 году всех распределили по специальностям. Алексей получил назначение в минно-торпедную группу на плавбазу «Эльбрус» командиром БЧ-2-3. На «Эльбрусе» была объединенная боевая часть — артиллерийская и минно-торпедная. Вот молодому лейтенанту Лушникову и досталась эта офицерская должность, первая в его жизни.

А в марте 1953 года его вызвали в штаб 180-й бригады учебно-строящихся подводных лодок и приказали временно возглавить БЧ на выходящей из ремонта средней подводной лодке «Щука» — Щ-215. Прежний командир находится на курсах в Ленинграде. Пытался возразить лейтенант: дескать, я ж не подводник. Ответ был лаконичный: «Вы специалист по минно-торпедной части? Вот идите и возглавляйте её».

Так Лушников стал подводником. Отходили на этой лодке все испытания после среднего ремонта. А это месяца полтора-два. Вызывает командир и предлагает на постоянную службу на лодку переходить. Вроде как и зарекомендовал себя хорошо, и в экипаж вписался. Двое суток на размышления. Посоветовавшись с супругой, Алексей Иванович и дал согласие.

В июле из Николаева в Севастополь пришла новая подводная лодка 613-го проекта С-71. Лушников возглавил на этой лодке боевую часть 2-3. Командовал лодкой капитан 2 ранга Петр Иосифович Шилюк. Служба пошла гладко, и на следующий год Алексей получил звание старшего лейтенанта. В конце 1954 года Лушникова переводят в 11-й учебный отряд преподавателем минно-торпедного оружия и электротехники.

Алексей пишет рапорт и просит направить его на специальные минные классы в Ленинград. Особых возражений у командования не было, но твердо поставлено условие: успешный выпуск матросов учебного отряда. Выпуск прошел с блеском. Класс Лушникова по всем показателям занял первое место. В 1957-м Лушников окончил минные классы и получил назначение в Севастополь на лодку С-75 проекта 613.

Командовал ею капитан 2 ранга Николай Михайлович Истратов. Очень хороший командир, с большим опытом. Его за глаза называли Батей. Для экипажа он был, как отец родной. Но отец отцом, а служба службой. Он воспитывал и учил офицеров самостоятельно управлять боевыми частями и командовать подводной лодкой. По окончании рабочего дня личный состав с лодки уходил на базу, а Истратов собирал офицеров в отсеке, выключал свет, и начиналась учеба с шишками и синяками. Материальную часть осваивали по полной схеме. Командир ставил новые аварийные задачи. Офицеры их решали.

С очередным званием капитан-лейтенанта пришла и должность помощника командира лодки. А затем Лушникова переводят старшим помощником командира на новую лодку 633-го проекта С-36. Лодка была построена в Сормово. Пройдя все государственные испытания, она должна была уходить на Север. Офицеру светил служебный рост, адмиральские погоны маячили. Но в семье Лушниковых рос сын, инвалид с детства. Он находился под наблюдением врачей в Севастополе. От карьеры пришлось отказаться. По просьбе Алексея Ивановича командир бригады переводит его на лодку С-70 проекта 613, а старшего помощника с той лодки — на С-36. И лодка

С-36 ушла на Север.

В 1963 году Лушников окончил командирские классы в Ленинграде и получил назначение командовать подводной лодкой М-260. Это совершенно новая малая подводная лодка 615-го проекта. Размещалась бригада этих лодок в Балаклаве у плавпирса на восточном берегу бухты рядом с плавбазой. Там, на берегу, выше по склону горы, были казармы, штабы 27-й бригады и дивизии.

Особенностью этого проекта была возможность работать дизелям в подводном положении с циркуляцией воздуха по замкнутому циклу. Отличала лодку очень высокая пожаро-взрывоопасность. Их даже прозвали «зажигалками». На лодках были красномедные цистерны по 6,5 тонны с жидким кислородом. Благодаря ему дизеля работали под водой. Отработанные газы поступали на очистку для последующего использования. Аппаратура подачи и контроля кислорода была очень дорогой и очень капризной. А потому и случаев аварийных на «зажигалках» было много. Служба была опасной и напряженной.

В 1965 году на лодке Лушникова произошла аварийная ситуация. При возвращении на базу в Балаклаве вышла из строя система управления левым бортовым дизелем. Дизеля размещались в пятом отсеке в герметичной выгородке. Пост управления дизелями находился в четвертом отсеке. Всего-то шпилька из муфты выскочила, но линия управления дизелем нарушена. Тягу управления оборвало. Дизель как работал «малый вперед», так и продолжал работать при швартовке.

Лодка правым горизонтальным рулем врезалась в пришвартованную к плавбазе «Эльбрус» лодку и разрезала две балластные цистерны легкого корпуса, оборвала швартовые концы. И только после этого остановилась. На лодке Лушникова согнулся баллер руля, и пришлось уже на следующий день становиться в сухой док подземного завода-укрытия. Высота штольни позволяла лодкам заходить в надводном положении без притапливания и в канал, и в док. И не только «малышкам», но и средним лодкам.

Часто отрабатывали особую учебную задачу. По сигналу тревоги в укрытие канала заходило семь корпусов средних подводных лодок. И канал запирался батопортами. Кстати, лодки заходили и днем, и ночью. В любое время суток. На входе висела подвижная маскировочная сеть. Понтонный автомобильный мост подвсплывал и электрическими шпилями отводился в сторону. После входа лодки или лодок мост становился на место и притапливался вровень с дорогой. Сетка закрывала штольню от любопытных глаз.

Вызвали в док рабочих завода «Металлист». Они пытались выправить баллер руля, но не смогли. Пришлось обрезать край пера руля, чтобы при перекладке он не задевал корпус лодки. И уже через пару дней лодка вернулась в строй. Подземный завод-укрытие позволял доковаться всем подлодкам, базирующимся в те годы в Севастополе и в Балаклаве. Ремонтные цеха подземного завода были оснащены высокоточными современными станками и оборудованием. Здесь же, под землей, находился и запасной штаб дивизии.

С «зажигалок» капитан 3 ранга Лушников ушел в 1966 году на среднюю лодку 613-го проекта С-147, которая пришла с Севера и базировалась в Севастополе. Этой лодкой он и командовал до 1973 года. Она завоевала звание отличной. На рубке были нанесены знаки, свидетельствующие об успешно решенных учебных задачах по поиску и уничтожению условного противника. Лодку перевели в подкласс противолодочных. И она в составе разнородных сил флота решала все более сложные задачи. По итогам учений трижды завоевывала призы командующего и главкома.

Средние подводные лодки

613-го проекта могли нести ядерное оружие, что они и делали. Боевые дежурства они несли в Донузлаве, имея по две торпеды с ядерными боеголовками. Боевое дежурство могло продлиться два, три, четыре месяца. По приказу командования выходили в море для проверки боеготовности лодок. Специальная боевая служба неслась и в Черном море у Босфора, и в Средиземном. И так же с ядерным оружием на борту.

Во время одной из таких боевых служб на лодке Лушникова произошла серьезная поломка. Лопнула тяга перекладки вертикального руля, которая проходила в надстройке. Был выбор: доложить в штаб флота о поломке, ждать буксир и идти с позором в базу волочащимися буксиром за ноздрю или самим устранять поломку. На борту была своя электросварка. А кок подводной лодки имел навыки газоэлектросварщика. Рискнули сварить поломанную тягу. Кок собрал на лодке свободные гаечные ключи и приварил их к месту обрыва. Так хорошо и надежно приварил, что уже после боевой службы ремонтники в доке базы долго хвалили его. Им было крайне тяжело разобрать качественную сварку.

Вместе с подготовительным училищем военно-морской стаж Алексея Лушникова составляет ровно 40 календарных лет. В 1973 году он оставил службу на подводных лодках и был переведен в штаб Черноморского флота и назначен старшим помощником оперативного дежурного. Служил на командном пункте при трех командующих: Сысоеве, Ховрине, Калинине.

Все оперативные дежурные, с которыми довелось служить Лушникову, по его словам, были очень ответственными офицерами, грамотными и опытными. Они прошли школу командования крейсерами, бригадами надводных кораблей и подводных лодок.

Среди подводников были Маркелов Николай Александрович (командовал 155-й бригадой в Балаклаве), Завгородний Иван Николаевич (был начальником штаба бригады); начальником командного пункта был контр-адмирал Пресняков, командовавший до того бригадой кораблей разведки. На дежурство заступали оперативный дежурный, помощник по боевой подготовке, помощник по разведке, помощник по связи, помощник по противолодочной подготовке, помощник по боевому информационному посту. В смене набиралось до 20 человек.

В период своей боевой службы командный пункт отвечал за весь флот. Этому командному пункту подчинялись командные пункты всех соединений кораблей и подводных лодок. Оперативный дежурный и его помощники отслеживали всю оперативную обстановку по Черному и Средиземному морям. Доклады со всего флота поступали на командный пункт. А оперативный дежурный уже докладывал командующему флотом. Дежурства были очень ответственными, и каждый из офицеров выполнял свои обязанности строго по инструкции. Оперативный дежурный выстраивал заступающих офицеров, докладывал начальнику КП, и тот всех инструктировал. Так что эти дежурства были непростыми.

А службу Алексей Иванович закончил в июне 1984 года в звании капитана 1 ранга. На малых лодках служба считалась год за два. На средних лодках — год за полтора. В общей сложности набежало 55 лет выслуги. Двадцать из них — в прочном корпусе подводных лодок.

Воспоминания Алексея Лушникова с его слов записал В. ИЛЛАРИОНОВ.

Март 2013 года. Балаклава.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ