Начинается Великий пост!

Начинается Великий пост!

С 18 марта, с Чистого понедельника, у православных христиан начинается
Великий пост. Это самый большой из четырех многодневных постов
Православной Церкви. Он готовит верующих к великому празднику
Воскресения Христова, Пасхе, который в этом году мы будем отмечать 5
мая.
Для чего нужно поститься и зачем это делать именно тогда и так, как
предписывает Церковь? Прежде всего для того, чтобы жить жизнью
Церкви. В жизни Церкви нет ничего напрасного или случайного. Посты
Церкви связаны со всем строем ее жизни. Главное назначение поста —
помощь молитве и пониманию тех событий, к которым пост готовит.

Масленица


Великому посту предшествует седмица (неделя), которую в народе называют Масленицей. Празднование Масленицы — очень древняя русская традиция, которая восходит к общеславянскому языческому празднику проводов зимы и встречи весны.

Празднование Масленицы давно и прочно соединено в нашей культуре с преддверием православного Великого поста, но многие именно об этой православной традиции в пылу народного гулянья, веселья и поедания блинов забывают. А необходимо помнить, что масленичная неделя — это последняя неделя подготовки к Великому посту. Во время Масленицы в храмах поются постные покаянные песнопения, а воскресенье перед Великим постом, которое в народе зовут широкой Масленицей, — это Прощёное воскресенье.

ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

При вступлении в Святой и Великий пост, в последнюю, так называемую сыропустную неделю (воскресенье) имеем мы правило испрашивать друг у друга прощение. Есть ли основание такого правила? Есть — в словах Спасителя нашего Иисуса Христа, в Евангелии, которое читается в этот день: «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Евангелие от Матфея, глава 6, стихи 14, 15).

Итак, это христианское правило — взаимно испрашивать друг у друга прощение. Главной христианской обязанностью по закону Божию и по заповеди Спасителя есть любовь. «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18), — сказал Господь Бог. «Сия есть заповедь Моя, — сказал и Спаситель, — да любите друг друга» (Ин. 15:12).

Так вот, видите, братия, к чему обязываются христиане? Да, они должны любить друг друга и жить, как братья, в единодушии и согласии между собой. И точно. Что за христианство без взаимного согласия и любви? Какие мы будем христиане, какие дети Небесного Отца, какие братья во Христе, ежели не будем любить друг друга, ежели не будем жить в единодушии и согласии между собой, ежели станем враждовать друг против друга, негодовать, досадовать друг на друга, делать неприятности, обиды друг другу?

А как этого избежать? Как сохранить постоянно взаимную любовь? Можем ли никогда не быть виновными друг против друга, особенно в нашем общежитии, в наших почти ежедневных отношениях друг к другу? Знаете ведь, какая наша природа, как она удобопреклонна на зло! Как мы самолюбивы, раздражительны, нетерпеливы; как мы склонны на осуждение, на досаждение, на обиды, на гнев, на раздор.

Что же в таких случаях будет помогать нам? Чем мы можем возобновлять разрушаемое нами взаимное согласие, оживлять в сердцах наших христианскую любовь друг к другу? Да, к этому именно и ведет нас взаимное наше примирение; сознанием нашей виновности и испрашиванием друг у друга прощения и восстановляется взаимная наша любовь. Потому-то Господь и Спаситель и дал нам такую святую заповедь: «…и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится и скажет: каюсь, — прости ему» (Лк. 17: 4).

О Великом посте

«Весной духовной» называют верующие Великий пост. И многие радуются наступлению этого долгого и нелегкого поста, хотя нести его тяжело.

Начался путь к самому главному празднику православных христиан — Светлому Христову Воскресению, и это радость. Это как восхождение на прекрасную вершину. «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал» — как поется в песне Владимира Высоцкого. А для постящихся и каждый пост, и каждая Пасха — всегда новый, нехоженый путь…

Не у всех дома постятся в еде. Но вот поститься в развлечениях может каждый, а это особенно важно! Важно дать хоть немного тишины и внимания своему сердцу, своей жизни, а то просто не услышишь голоса Божия в душе. И праздник, которому радуется вся Вселенная, пройдет мимо тебя…

Великий пост в Церкви называют еще святой Четыредесятницей (то есть сороковицей). Сорок дней этих — память и о сорокадневном посте Спасителя (Мф. 4:2), и о сорокалетнем странствии народа израильского в пустыне под предводительством Моисея на пути к Земле обетованной.

Четыредесятница — это шесть неполных недель, с Чистого понедельника и до пятницы

6-й седмицы (недели), на которых, собственно, Великий пост и окончится и начнутся воспоминание и переживание событий, непосредственно предшествовавших Воскресению Христову: воскрешения Лазаря, Входа Господня в Иерусалим и, наконец, Страстей Христовых и Крестной смерти.

В Церкви существует древнее воззрение на Четыредесятницу как на десятину Богу: в Ветхом Завете Господь повелел сынам израилевым отдавать каждый год десятину (десятую часть) из всего, что они приобретали. Великий пост — Богом определенная десятина, отдаваемая нами от самого года, время, которое мы посвящаем преимущественно служению Господу.

Первая седмица (то есть неделя) поста — особенно строгая. Храм погружается в черное, первые четыре вечера в нем читается Великий покаянный канон св. Андрея Критского, даже «Господи, помилуй» поется особым великопостным распевом. Церковные службы этих первых дней, особенно Великое повечерие и Великий канон, не просто прекрасны, умилительны, поучительны, но прямо необходимы для того, чтобы подступиться к благословенным плодам поста, суметь начать жить его жизнью.

Главное в Великий пост — покаяние!

Великий пост назначается Церковью как преимущественное время покаяния. Для того чтобы празднование Святой Пасхи ничем для нас не омрачалось и было воистину светлым и радостным, необходимо предварительно очистить свою совесть, чтобы она ни в чем скверном нас не обличала и этим не умаляла бы нашего радостного праздничного настроения. Это очищение и умиротворение совести дается через покаяние — труды говения (то есть пощения), исповедь своих грехов и причащение св. Христовых таин. Подвиги покаяния и должны составлять главную нашу заботу, главное занятие в течение Великого поста.

Что касается питания в пост, то здесь нужно, конечно, соизмерять свои силы. Детям, беременным женщинам, больным Церковь допускает послабления в телесном посте. На это, однако, желательно взять благословение у духовника или любого священника.

В Великий пост во все дни разрешается только растительная пища. На Благовещение Пресвятой Богородицы и Вход Господень в Иерусалим разрешается рыба. Не разрешаются в Великий пост: мясо, молоко, яйца, сыр, сметана, творог, животное масло, колбасы, рыба и прочее. Не стоит, однако, забывать хорошую мысль: «Главнее в пост — не «есть» друг друга!»

Особенно усердно и ревностно положено поститься в первую, четвертую (Крестопоклонную) и Страстную седмицы, а в Великую пятницу — в день всеобщей скорби христиан о распятом Спасителе — не полагается вкушать пищи до вечера.

Другие статьи этого номера