Граф Калиостро возвращается

Граф Калиостро возвращается

Международный день театра (27 марта) празднуется уже очень давно — с 1961 года. Учрежден он Международным институтом театра, значит, театр — это еще и наука. Международное сообщество считает, что театры можно рассматривать и как научно-исследовательские институты. Что же исследует театр и каковы «плоды» его работы?Предмет театрального исследования очевиден — это человек, его физические, психические, духовные и даже сверхъестественные возможности. Различные аспекты личности изучают театры оперы и балета, театры драматические и музыкальные. Современный театр многолик еще и потому, что зритель, наполняющий театральный зал, — очень разный и в возрастном, и в культурном плане, Городскому театру приходится сочетать в себе все это многообразие, радуя широкую публику.

Нашему театру им.А.В. Луначарского, похоже, это удается. Праздничный концерт-капустник «Граф Калиостро возвращается» продемонстрировал весь театральный диапазон, необыкновенно разносторонние таланты артистов.

Честно сказать, я ждал концерта, ведь «луначарцы», умеют петь так душевно, что каждое слово блестит бриллиантом. Да и танцевальные номера у них, как правило, сделаны профессионально, даже пожилые мастера сцены танцуют легко и естественно, продолжая драматическую линию.

И мои ожидания оправдались, но…

Перед началом концерта городские власти решили официально поздравить севастопольских театральных деятелей с профессиональным праздником. Владимир Яцуба и Юрий Дойников лично вручали награды — грамоты, почетный знак и даже почетное звание «Заслуженный работник культуры Украины», которого был удостоен художник по свету Дмитрий Жарков. Церемония завершалась вручением благодарственных писем руководителям муниципальных театров города. На сцену пригласили В. Елизарова — художественного руководителя Театра танца и генерального директора театра им. А.В. Луначарского, Л. Оршанскую — директора и худрука ТБМ, А. Губарева — худрука театра ЧФ им. Б. Лавренева, А. Маслова — лидера театра «Психо-Дель-Арт». Звучали благодарственные речи и взаимные поздравления. Вроде бы все, как всегда.

Но внезапно, без протокола из-за кулис вышел артист и выразил возмущение тем, что на сцену не пригласили художественного руководителя театра Владимира Магара. Появилось беспокойное чувство. Неужели наш театр все еще испытывает давление сверху? Неужели управление культуры вместо того чтобы способствовать творчеству, снова пытается сеять вражду, устраивать травлю прославленных мастеров искусства?

Вот такое поздравление получилось.

Не зря «луначарцы» решили показать зрителям капустник. Это еще старомосковская традиция — шутить над всем, что происходит вокруг, и не забыть посмеяться над собой. Что они и сделали.

Итак, граф Калиостро приезжает в некий провинциальный город, где его встречает бутафорским хлебом-солью местный театр. Руководитель театра — подобострастный, «заслуженный», с подставным брюшком, как положено, во фраке. В какой-то момент он поворачивается спиной к зрителю, и чуть пониже спины становится заметен белый след от чьего-то «вышестоящего» сапога. Вот она — судьба человека искусства, воплощенная в театральный символ.

В интервью Севастопольскому телевидению постановщик «Калиостро» Виталий Таганов сказал, что актеру приходится на сцене выражать чужие мысли и капустник — редкая возможность сказать что-то от себя. Неудивительно, что получилось более остро, чем мы, зрители, могли ожидать. Актеры обращались к нам, чтобы рассказать о своей жизни и еще о том, какое на самом деле это непростое ремесло.

Уж не сумасшедшие ли они? Играют то в любовь, то в ненависть, пытаются добиться правды, дойти до истины. Но за бравадой угадываются ранимые существа, похожие на тонко настроенные музыкальные инструменты.

Великий чародей и мистификатор граф Калиостро поначалу был удивлен местными нравами, но не смог устоять перед пленительной красотой актрисы. Когда невеста (Нателла Абелева) покинула его «ради искусства», восторг сменился досадой, а через минуту — и новыми влюбленностями. В полном смятении Калиостро оказывается внутри мира с иными законами, где главная ценность — талант, где иллюзия и реальность перетекают одна в другую совсем незаметно. Целый фейерверк музыкально-пластических номеров показали «луначарцы». Сам Калиостро (Николай Филиппов) пел и

«Бесаме мучо», и арию Отелло, и застольную песню из «Травиаты». В финале вся труппа вышла на сцену, чтобы устроить настоящую «театральную революцию»: «Мы изменили этот мир! Теперь он стал совсем другим!» Что-то изменилось и в моем мире — в нем хотя бы на один вечер появились полнота жизни, красота, изящество и «счастья миг златой».

В финале артисты не уходили со сцены, пока на нее не поднялся их художественный руководитель Владимир Магар — мастер, благодаря которому севастопольский театр, несмотря ни на что, все еще держит высоту.

Браво, «луначарцы»! И с праздником!

Другие статьи этого номера