Каждая страна шла своим путем к созданию федерации эндуро в мотоспорте. Был свой путь и в СССР. В Союзе партия и правительство уделяли огромное внимание развитию оборонных видов спорта.По всей стране культивировались стрелковый спорт, парашютизм, планеризм и самолетный спорт, альпинизм и горный туризм. Особо ревностно ДОСААФ относился к мотоспорту и умению ребят управлять автомобилями и танками. Страна готовила мощный второй эшелон обороны. Допризывники в своем большинстве имели права на управление мотоциклами и автомобилями. Появлялись различные военные и военизированные многоборья. Биатлон пришел оттуда. Морское многоборье — тоже. Мотоциклистов увлекли многодневные гонки на выносливость. Каждый день по 300-500 километров в течение 5-7 дней. В ходе заезда — метание гранаты, стрельба из малокалиберной винтовки. В конце 70-х годов прошлого века на вооружении мотокроссменов были ИЖи, «Чезеты», «Ковровцы». На кроссовую машину ставили фару, стоп-сигнал, «лягушку» тормоза. Батарейки для этой «электроники» прятали в карманы брезентовых курток. Вот это и был советский прототип современного эндуро.
Время шло. Прогресс приносил свои результаты. Теперь весь мир катается на специализированных мотоциклах эндуро. Производили их вначале в Австрии и Германии. Теперь Япония практически захватила рынок эндуро. Современный автообзор говорит о диапазоне цен на мотоциклы эндуро. За него нужно выложить сумму в районе 8 тысяч евро. Плюс-минус две тысячи в зависимости от комплектации и модификации. Не меньше 1000 евро — за простенькую экипировку. Профессиональная экипировка и на десяток тысяч может потянуть. Травмы одинаково нежелательны и профи, и любителям. Кто себя любит, тот купит лучшее защитное снаряжение. Автомобиль технического сопровождения идет отдельной строкой и умножает названные выше суммы в разы. Короче, спорт — недешевый, но очень интересный. Для Украины эндуро — спорт совершенно новый, если учитывать, что только в этом году национальная сборная будет дебютировать на чемпионате Европы.
В Севастополе впервые эндуро-класс был представлен в ходе чемпионата страны в 2011 году. Участники остались довольны трассами. В 2013 году первый этап чемпионата Украины доверили провести севастопольской федерации эндуро. Президент федерации Анатолий Зиленко сумел собрать вокруг себя единомышленников и ответственных людей. Судейская бригада сработала удачно. Дистанция в 57 километров была поставлена профессионально. Открыл соревнования председатель Балаклавской районной госадминистрации Федор Рубанов на набережной Назукина. Соревнования проходили в канун годовщины освобождения Балаклавы от немецких оккупантов. Спортсмены возложили венки к памятнику героям-освободителям. В минувшую субботу старт приняли в первых трех заездах 69 спортсменов из Украины и России. В воскресенье — еще два круга гонки. Вторая дисциплина — кросс-кантри — проходила под щедрым весенним дождем среди свежевспаханных виноградников агрофирмы «Золотая балка». Дороги превратились в непролазное месиво из глины, щебня и травы. Гонщики улыбнулись и… вышли на старт. Уже в глубоких сумерках судьи подвели итоги первого этапа чемпионата Украины в классе эндуро, вручили дипломы, медали, кубки. Команда Севастополя в составе Вадима Бондаренко, Дмитрия Куршина, Антона Черного, Вячеслава Педченко, Андрея Андрющенко, Валерия Доценко, Владимира Короля и Владимира Камушкина одержала убедительную победу в командном зачете. Валерий Доценко лидировал в личном зачете в классе «Абсолют». В этом же классе Вадим Бондаренко — бронзовый призер. В классе «Аматоры» Вячеслав Слободянский — на первом месте, а Сергей Галя — на третьем. В классе Е3 Валерий Доценко — на первом месте, Владимир Камушкин — на четвертом. Вадим Бондаренко лидировал и в классе Е1. Среди юниоров призерами стали наши гонщики Антон Черный и Дмитрий Куршин. Два гонщика из этой команды получили право представлять Украину в ходе первого этапа чемпионата Европы по эндуро.
Фото автора.