Мудрость Востока

Мудрость Востока

Поистине культовый фильм «Белое солнце пустыни» разобрали на цитаты. Общественная организация «Женский клуб «ФрезИя» организовала в МКДЦ «Дом Москвы в Севастополе» выставку под названием «Восток — дело тонкое».Её составили из множества вещей и вещиц около четырех десятков мастеров и коллекционеров Бахчисарая, Евпатории, некоторых других городов и, конечно же, родного Севастополя. Экспонаты выставки вводят её посетителей в мир традиций, вкусов, образа жизни, которые складывались в течение тысячелетий. Например, чай в Европе появился в 1610 году. Ему потребовалось около сорока лет, чтобы пробиться в Россию. 400 лет — приличная толща времени. Но это мгновение на фоне китайской традиции чаепития. Их основы заложены свыше пяти тысячелетий назад.

Об этом участникам церемонии открытия выставки рассказала Алина Харченко, жительница нашего города. Её бизнес связан с торговлей эксклюзивными предметами. В один прекрасный день её деловыми партнерами стали представители китайской преуспевающей фирмы. Они деликатно, но твердо выдвинули требование: хотите торговать нашими товарами — глубоко изучите традиции чаепития Поднебесной. Так незаметно для себя предпринимательница стала азартным коллекционером предметов, сопровождающих в Китае чайную церемонию.

Среди них нашлось место даже колокольчику. Но основное место в уникальном собрании отведено керамическим чайничкам из редчайших зеленых, синих, красных глин одного известного во всем мире месторождения. Заварные чайнички — загляденье. Дно одного из них украшает миниатюрный тигр, внутреннюю часть крышки — дракон. Но главное — в ином. Свойство обожженной глины состоит в том, что она — надежная преграда влаге, однако наделена способностью накапливать масла чайного листа. Чем старее чайничек, тем выше его ценность. В иной из них достаточно налить крутой кипяток, чтобы насладиться ароматным напитком.

Как это делается, показал нам тонкий знаток китайских и японских чайных церемоний Дмитрий Евдокимов. Все у него получилось очень здорово.

Тончайшее колдовство Востока — это, естественно, не только пленительные чайные церемонии. Мария Пелипенко пять лет провела во Вьетнаме, в окрестностях Хошимина, куда её мужа направили в служебную командировку. На новом месте внимание нашей землячки привлекли мастерские, где трудились вышивальщицы. Вначале они настороженно встретили Марию Ивановну: не конкурентка ли? Но затем местные мастерицы раскрыли тайны машинной глади. В этой технике Мария Пелипенко выполнила ряд работ. Две из них представлены на выставке. От них глаз невозможно оторвать, настолько они привлекательны.

— Вы, Мария Ивановна, — проводник взаимного проникновения культур различных народов, — сказал кто-то.

— Я научила своих вьетнамских подруг технике макраме, вышиванию гладью и крестиком, — ответила Мария Пелипенко.

Длительный период жизни и творчества севастопольского художника Владимира Манина связан с республиками Средней Азии. Не все мы гостили там, но этот художник наделен такими мастерством и талантом, что с его полотен, кажется, веет дух знойной Бухары и пряное дыхание восточного базара.

Балаклавский мастер керамики Мурад Сихарулидзе не отказал организаторам выставки в показе её посетителям выполненных им в восточном стиле своих изделий.

На выставке рябит в глазах от орнаментов, золотого шитья, мозаики красок.

Ещё один мой собеседник назвал себя по имени — Дмитрий. По его убеждению, Восток пленяет мудростью тысячелетий, глубочайшими корнями культур. Все это побуждает человека к познанию себя, к самосовершенствованию. Дмитрий увлечен занятиями спортивным и традиционным ушу. На выставке он лаконично представлял и комментировал выступления своих юных друзей — учащихся детской спортивной школы «Чайка» Веры Наумовой и Любы Гречухиной (работа с парными веерами шуан-фан), Романа Щербакова (упражнения с мечом дао), Татьяны Прокопчук (дедзень). Ребята обладают чемпионскими званиями, престижными наградами. Они завоевали их как на городском, так и на национальных первенствах.

Органично в царившей в зале атмосфере Востока прозвучали арии мадам Баттерфляй из оперы Дж. Пуччини «Чио-Чио-сан»

На снимках: моменты открытия выставки и её экспонаты.

Фото В. Докина.

Другие статьи этого номера