В предстоящее воскресенье Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим.СОБЫТИЕ ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ
За несколько дней до Своих крестных страданий Господь Иисус Христос торжественно въехал в Иерусалим во исполнение древних пророчеств Библии. Это произошло на следующий день после великого чуда, сотворенного Христом, — воскрешения четверодневного (бывшего четвертый день во гробе) Лазаря. Чудо, подобного которому не бывало со времен основания мира, было прообразом будущего воскрешения мертвых и всколыхнуло весь город и окрестности. Об Иисусе все заговорили как об ожидаемом Спасителе, Мессии, который избавит Израиль от римского владычества и установит Свое Царство.
Евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова, се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». Многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеи приходили и веровали в Иисуса».
Но произошло неожиданное для них: множество людей, пришедших на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его. И никто не догадывался, что Иисус Христос идет встретить грядущие страдания и позорную смерть за род людской…
«Вход Господень в Иерусалим, такой торжественный, исполненный такой славы, одновременно весь построен на страшном недоразумении. Жители иерусалимские встречают Спасителя Христа с торжеством и ликованием, потому что ожидают, что Он освободит Свой народ от политического гнета; и когда окажется, что Спаситель пришел освободить людей и весь мир от греха, от неправды, от отсутствия любви, от ненависти, тогда от Hего отвернутся с горечью, разочарованностью, и те, кто так торжественно Его встречал, обратятся во врагов. И в течение всей недели, все время тьма, сумрак чередуются с проблесками света…» (Антоний, митрополит Сурожский).
На службе праздника и мы встречаем Господа, как встречали Его с пальмовыми ветвями (ваиями) в руках. Пальмы у нас не растут, и мы заменяем их ветви вербами. Освящение верб происходит на всенощной накануне праздника. Праздник Входа Господня в Иерусалим от употребления в этот день ваий-ветвей называется также Неделей ваий, Неделей цветоносной и Вербным воскресеньем.
На следующий день после праздника начинается Страстная седмица, предваряющая главный праздник православных христиан — Воскресение Христово, Пасху.
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
Страстной седмицей, или Страстной неделей, называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении.
Эта неделя особо чтится Церковью. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия. В эти святые дни прекращались все тяжбы, суды, споры, наказания.
Каждый день Страстной недели — великий и святой, дни Страстной седмицы так и называются — Великий понедельник, Великий вторник…. Великая пятница… Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов.
Вспоминая в богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь оком любви и благоговения следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольные страдания Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Голгофы, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных за людские грехи страданий на кресте, и далее — до светлого торжества Христова Воскресения.