«Для того чтобы помочь слабовидящим детям, необходимо взглянуть на окружающий мир их глазами…»

"Для того чтобы помочь слабовидящим детям, необходимо взглянуть на окружающий мир их глазами..."

Благодаря специальным коррекционным методикам, используемым в ДУЗ N 33 (ул. Гавена, 20-а), тотально слепой четырехлетний ребенок за год значительно расширил свои представления о мире, а главное — получил возможность общаться со сверстниками.ТВОРЯЩИЕ ЧУДЕСА

О том, что в нашем городе детям с нарушением зрения и их родителям успешно помогают сотрудники дошкольного учебного заведения N 33, известно давно. Корреспонденты «Славы Севастополя» не раз бывали здесь в гостях. Но то, что произошло в этом дошкольном учреждении за последний год, можно считать настоящим чудом.

— Это правда, что ваш незрячий воспитанник за год научился «видеть» пальчиками? — интересуемся у заведующей ДУЗ N 33 Светланы Ивановны Зарапиной.

— Правда. Ребенок пришел к нам в сентябре прошлого года в трехлетнем возрасте, и занятия с ним дают потрясающие результаты. За год тотально слепой малыш многому научился: педагог выставляет объемные игрушки, и он безошибочно находит предметы, определяя их на ощупь.

Тифлопедагог отдельно готовит пособия для него. Если детям вырезают фигурки из бумаги, то ему — из объемных материалов. На открытом занятии по математике ребенок вместе со всеми выполнял упражнения и нигде не ошибся, все сделал правильно.

— Кроме него кто-то еще такие же результаты показывает?

— Результаты есть у всех детей. Просто этот ребенок — особенный.

В больших городах создаются специальные группы для тотально слепых детей. А у нас он включен в среду зрячих детей, и это тоже играет свою положительную роль. Это элемент инклюзии. Так мы идем к тому, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями находились в обществе, а не изолировались от него.

В настоящее время у нас много воспитанников со сложными диагнозами. Но, как показывает опыт, даже незрячим детям вполне доступна работа, например, с песком и крупной мозаикой, которую предлагают наши специалисты.

В нашем дошкольном заведении успешно сочетаются медицина и педагогика. Каждый ребенок по назначению врача-офтальмолога и под руководством медицинской сестры-ортоптистки проходит бесплатное лечение на аппаратах. Осуществляется комплексный многосторонний подход к коррекции развития детей силами тифлопедагогов, логопедов, психолога.

ТИФЛОПЕДАГОГ + ПСИХОЛОГ = …

— С логопедами и психологами многие родители успевают познакомиться, пока растут их дети. А кто такой тифлопедагог?

— Учитель-дефектолог (тифлопедагог) является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу, — поясняет тифлопедагог Ирина Юрьевна Закревская. — Дело в том, что зрение и зрительное восприятие — не синонимы. Зрение — это острота видимого глазом изображения. Зрительное восприятие — способность осмысливать то, что видишь, а для этого необходим определенный уровень интеллектуального развития. Тифлопедагог, развивая зрительные функции, учит детей видеть, а не просто смотреть! На коррекционных занятиях используются авторские развивающие игры и упражнения для развития логического мышления, памяти, внимания, воображения Г. Домана, М. Монтессори и других.

Ребенок должен познавать мир, более 80% информации он получает благодаря зрению. И мы создаем новые современные специально оборудованные кабинеты, оснащенные компьютерной техникой, не только для лечения и восстановления зрения ребенка, но и для развития его познавательной сферы. Тифлопедагоги используют в своей работе световые стимуляторы, амблио-тренеры, цветовые офтальмотренажеры, арт-терапевтические тренажеры, такие как «Песочная фантазия», «Солнечная мозаика», и другие.

— Действительно, рисовать песком — не совсем обычно. Откуда возникла такая идея?

— Наши специалисты используют современные методики обучения и развития слабовидящих и слепых детей, опираясь на опыт работы научно-реабилитационного центра «Левеня» под руководством кандидата педагогических наук, доцента, заведующей кафедрой коррекционной педагогики ЛОИПО В.Н. Ремажевской; рекомендации Института специальной педагогики НАПН Украины и ИПО Севастопольского ГГУ.

Параллельно с развитием зрения у ребенка силами логопедов развивается речевая деятельность. Практический психолог создает комфортные условия для формирования личности ребенка, развивает познавательную сферу детей, активно работает с родителями. Все воспитатели имеют специальную курсовую подготовку и опыт работы с детьми с нарушением зрения. Это доброжелательные, энергичные люди, отдающие свое сердце детям. Главной задачей коллектива является оказание помощи каждому, кто в ней нуждается.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД — ЗАЛОГ УСПЕХА

— У нас сложился уникальный коллектив, — продолжает разговор Светлана Ивановна. — Колоссальный опыт имеют учителя-дефектологи Ирина Юрьевна Закревская, Ирина Станиславовна Федченко, Маргарита Даниловна Иванова, Тамара Никитична Давиденко, психолог Татьяна Юрьевна Макарова, медсестра-ортоптистка Алла Анатольевна Шувалова…

Когда я в сентябре прошлого года пришла сюда работать, захотелось что-то изменить к лучшему. И сотрудники меня поддержали. Были необходимы отдельные полноценные кабинеты для специалистов, так как когда в отгороженных от групп «уголках» находятся сразу два специалиста, нет такой отдачи в индивидуальной работе для детей. И мы их сделали! Теперь у каждого педагога-дефектолога свой отдельный кабинет, где с ребенком проводится индивидуальная коррекционная работа. И это приносит положительные результаты.

— Если обратиться к статистике, то как обстоят дела со зрением у современных детей?

— В нашем саду работает врач-офтальмолог Ирина Евгеньевна Шелест. По ее словам, зрение у современных детей с каждым годом ухудшается. А ведь если зрение плохое, то скорее всего есть проблемы и с сердцем, и с сосудами: в организме все взаимосвязано. И именно в детском возрасте легче справиться с нарушениями зрительной системы. Мы принимаем детей в возрасте от двух лет и старше.

— К особым детям нужен особый подход. Как решаете эту проблему?

— Дети, у которых нормальное зрение, одновременно и видят, и осязают. Детям же с нарушенным зрением легче познавать мир тактильно. Поэтому воспитатели изготовляют своими руками объемные пособия, которые нигде не купишь. Такой творческий подход педагогов очень помогает нашим воспитанникам.

А вообще для того чтобы помочь слабовидящим детям, необходимо взглянуть на окружающий мир их глазами. Наши педагоги изготовили специальный ролик, где показано, что видит ребенок с нарушением зрения при том или ином диагнозе.

Мечта всех родителей на свете — вырастить своего ребенка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих. Мы тоже помогаем детям расширять круг их возможностей, а нашими союзниками в этой работе являются родители.

Выпускники ДУЗ N 33 — это успешные, активные, творческие, счастливые дети, которые продолжают свое обучение в гимназиях и массовых школах города.

— Плохое зрение можно назвать бичом современного общества. Если у родителей детей со слабым зрением возникнут вопросы, куда можно обратиться?

— При нашем детском саде есть консультационный пункт, куда могут подойти родители и проконсультироваться с любым специалистом: тифлопедагогом, психологом, логопедом, медсестрой-ортоптисткой… Мы можем предоставить какие-то материалы для работы с ребенком, но это уже решается в индивидуальном порядке.

Естественно, лучше, когда ребенок постоянно находится в поле зрения специалистов: у нас, например, почти с каждым ребенком, кроме тифлопедагога, занимается и психолог, и логопед. Их совместая работа дает положительные результаты.

Совместно с окулистом при необходимости мы подготавливаем детям справку в школу, чтобы учитель также мог найти индивидуальный подход к каждому нашему выпускнику, учел все его особенности. Если у ребенка сложный дефект, то такая справка очень полезна.

— Спасибо за беседу.

Фото Д. Метелкина.

Другие статьи этого номера