Валентин Данилов. Зимовка во льдах

Валентин Данилов. Зимовка во льдах

Мог ли курсант военно-морского училища представить, что ему не по долгу службы, а ради спасения жизни своей и экипажа придется в тундру за дровами ходить, строганину торговать у аборигенов Колымы, подводную лодку ото льда спасать? А пришлось! И освоил десятки смежных специальностей.Валентин Алексеевич Данилов родился 1 мая 1931 года в деревне Панино Буйского района Костромской области. В 1949 году он был признан годным для службы на флоте и направлен военкоматом в город Пушкин — в первый набор создаваемого высшего Военно-морского инженерного училища (оно должно было готовить инженеров-механиков для подводных лодок). Советский Союз в тот период развернул грандиозную программу строительства подводного флота. С азами морского дела курсанты приобрели богатый опыт в строительных работах на корпусах училища. А жили в палатках, практику проходили на многовесельных шлюпках линкора «Марат» в Кронштадте. После окончания училища лейтенант Данилов был направлен в Сормово для получения построенной подводной лодки С-198. Лодку упаковали в док и по рекам отправили к месту службы. Служба лейтенанта Данилова началась в поселке Полярном на Северном флоте.

Но командование решило перебросить лодки в надводном положении Северным морским путем на Камчатку. Экспедицией особого назначения ЭОН-56 (номер экспедиции — по году ее проведения, 1956-му) командовал бывший командующий Черноморским флотом контр-адмирал Пархоменко, разжалованный из вице-адмиралов после взрыва линкора «Новороссийск». Для командира группы движения БЧ-5 лодки С-198 Валентина Данилова путешествие в 5000 миль обернулось еще и зимовкой во льдах. Северный ветер пригнал к берегу льдины, когда караван, растянувшийся на десятки миль, уже входил в Тихий океан. А подводные лодки еще только втягивались в узкий пролив Лонга между Восточно-Сибирским и Чукотским морями. Движение лодок с легким корпусом без защиты стало невозможным. Четыре лодки и суда сопровождения вошли в устье реки Колымы в ожидании смены ветра и ухода льдов. Но южный ветер облегчения не принес. Оказалось, что караван входил в реку при нагоне воды. А выйти из нее при сгонном ветре с материка не может из-за песчаного подводного барьера по всей ширине устья реки. Предстояла зимовка.

Вверх по течению у поселка Нижние Кресты нашли заводь, чтобы при весеннем ледоходе льды не раздавили корабли. Невероятным напряжением сил всего личного состава удалось предотвратить размораживание аккумуляторных батарей и водяной арматуры всех лодок. При морозе в 40 градусов лодка промерзла до самого дна. Экипаж разместился в холодных лагерных бараках, давно уже брошенных охраной. Приходилось за дровами в тундру ходить, пищу варить на импровизированной кухне в огромном котле из-под строительного битума. Начались повальные болезни личного состава. По сигналу тревоги с Большой земли прибыли три транспортных самолета с медикаментами, луком, чесноком и продуктами питания. А еще денежное довольствие привезли на этих самолетах. Вот тут и началась торговля с местным населением: за деньги покупали строганину из нельмы и муксуна.

По весне для приведения подводных лодок в рабочее состояние пришлось проводить дефектовку, составлять ведомость. И с ней лететь в Москву. От лодки С-198 в столицу пришлось лететь Валентину Данилову, Геннадию Атаманову и Вячеславу Федотенкову. Запчасти привезли в срок и в полном комплекте. С наступлением лета экипажи перебрались из бараков на лодки и принялись за ремонт. И в июне на высокой воде лодки и суда сопровождения покинули Колыму и вышли в Тихий океан…

На Камчатке семья Данилова сдружилась с семьей командира штурманской группы Анатолия Алексеевича Касьянова. Жены офицеров, Татьяна Константиновна Касьянова и Людмила Сергеевна Данилова, учительствовали в школе. Жили обе семьи в одной двухкомнатной квартире. Дружба эта продолжалась и в Севастополе. И сейчас бывшие механик и командир лодки часто встречаются семьями…

На Камчатке в бригаде подводников Валентин зарекомендовал себя отличным знатоком легководолазного дела. И в 1958 году он возглавил созданную учебно-тренировочную станцию подводников. Тут он приобрел еще и специальность журналиста, выполняя редакционные задания в газете «Тихоокеанская вахта». Печатался в «Красной Звезде». Данилову предложили на военной кафедре местного вуза организовать преподавание легководолазного дела. Но едва начавшуюся работу пришлось свернуть — военную кафедру закрыли. В 1961 году Валентина Алексеевича назначают преподавателем электромеханического цикла 90-го учебного центра в Севастополе для подготовки индонезийских военных моряков.

После закрытия учебного центра Данилов получает назначение командиром моторной группы БЧ-5 подводной лодки С-70 в Балаклаве. Лодку проекта 613 он знал до винтика. Первая для черноморских лодок боевая служба в Средиземном море в паре с лодкой С-74 прошла успешно. В 1965 году обе лодки вернулись в базу и стали в ремонт на СРЗ-13. Службу Данилов продолжал на С-74. У субмарины — завидный послужной список, множество призов и грамот.

В 1970 году Валентин Алексеевич перешел на береговую службу старшим инспектором инспекции безопасности мореплавания, водолазных и глубоководных работ Черноморского флота. В 1983 году по выслуге лет Валентин Данилов вышел в запас. Экипаж лодки С-74 подарил ему сувенир — эбонитовую модель лодки с надписью «Уважаемому Валентину Алексеевичу от подводников КЧФ. 1983». После увольнения в запас Данилов еще 5 лет трудился первым помощником капитана морского водоналивного транспорта «Сура» Черноморского флота, снабжавшего суда в Средиземном море.

Сегодня Валентин Данилов активно участвует в работе совета ветеранов-подводников, занимается военно-патриотическим воспитанием ребят из подшефной школы N 6. С помощью внука Сергея освоил персональный компьютер, увлекся цифровой фотографией. Новые технологии позволяют ему поддерживать постоянную связь со своими ближайшими родственниками и друзьями по всему миру. И он постоянно общается с детьми, внуками, правнуками. Валентин Алексеевич всегда жизнерадостен и полон творческих планов.

Фото автора.

Другие статьи этого номера