В Крыму в очередной раз попытаются раскрыть тайну гибели теплохода «Армения» — легендарного судна, затонувшего в ноябре 1941-го.На корабле эвакуировали медицинскую элиту Севастополя, жителей Ялты и Симферополя. Теплоход в море разбомбил немецкий самолет. Однако до сих пор неизвестно, где именно произошла катастрофа, сколько людей погибло и какие документы и ценности из царских дворцов вывозили военные. В августе ответ на все эти вопросы попытается дать очередная экспедиция, организованная крымскими учеными, передает «Первый национальный».
В свой последний рейс «Армения» отправилась от набережной Ялты. Самое большое на тот момент судно Черноморского флота подбил немецкий истребитель. На мемориальной табличке, которая установлена на часовне на ялтинской набережной, построенной в память о трагедии, написано, что погибли почти все. Исследователи же называют разное число погибших — от 5 до 7 тысяч человек. А причиной, которая привела к трагедии, — мелкие задержки. Из-за них корабль вышел в рейс не ночью, как планировалось (тогда бы у него был шанс проскочить), а утром.
Первые пассажиры поднялись на борт «Армении» в Севастополе. Это были врачи и раненые из местных госпиталей. По одной из версий, потом еще заходили за грузом в Балаклаву и только потом — в Ялту.
Существует версия, что восемь человек все-таки выжили. Впрочем, по словам директора Черноморского центра подводных исследований Сергея Воронова, это предположение довольно призрачное. Он профессионально занимается поисками судна. С 2005 года организовал 5 экспедиций. Привлекал экспертов из США и Германии, которые нашли «Титаник». Однако на следы «Армении» даже они не вышли.
«Буквально за день до выхода «Армении» из Севастополя Верховным главнокомандующим был подписан приказ об эвакуации всех ценностей из Крыма. Всех буквально. Да, наверное, «Армению» этот приказ задел тоже. Что у него в трюмах (а трюмы у него достаточно большие) — мы не знаем», — рассказал С. Воронов.
В августе исследователи все же надеются найти место кораблекрушения, чтобы обозначить эту точку на навигационных картах, а затем превратить это место в международный морской мемориал.