«Лед» и «пламень» Сергея Шевченко

"Лед" и "пламень" Сергея Шевченко

В канун 230-летия Севастополя телеканал «Россия.1-й» в цикле «Морская душа» показал документальный фильм о севастопольском живописце, заслуженном художнике АРК, старшем мичмане ЧФ РФ Сергее Шевченко. Фабула фильма выстроена таким образом, что через повествование о творчестве художника яркими фрагментами знаменательных вех предстает биография самого города, всемирно известного как город воинской славы.
«История Севастополя — это летопись битв и сражений», — говорит голос диктора за кадром. А на экране в это время зритель видит документальную хронику военных лет: горящие бухты, эвакуацию женщин и детей, раненых солдат и матросов. Меньше чем за 100 лет город пережил две страшные осады. Был разрушен почти до основания, но вновь возрождался. Темы войны и мира, занимающие ключевые позиции в творчестве флотского художника Сергея Шевченко, соединяют воедино историческое, культурное наследие Севастополя и современный момент. Не так давно севастопольский живописец был принят от Союза художников России в Международную ассоциацию изобразительного искусства АИАП ЮНЕСКО.О художниках принято говорить как о людях, обладающих определенной внутренней свободой. Источник вдохновения как необходимое условие творческого процесса каждый творец выбирает себе сам. Живописцу Сергею Шевченко не чуждо лирическое, романтическое настроение, которое не раз отражалось на многочисленных этюдах, в пейзажах, натюрмортах, в эскизных набросках. Но есть ощущение, что одного лишь удачного сочетания линий, полутонов, игры света и тени ему недостаточно.

Человек, особенно человек в погонах, грани его бытия — вот объект самого пристального внимания художника. За каждым героем его полотен — судьба, впитавшая разные вехи жизни в какой-то исторический период. Цикл портретов ветеранов Великой Отечественной войны, защитников Севастополя, жителей блокадного Ленинграда — это своеобразная попытка показать нечто большее, чем просто передать образ на картине. Художник на языке живописи говорит о войне и мире, о чувствах и состояниях души, о том, что волнует его самого лично…

Есть особенность, характеризующая «шевченковский почерк» на фоне других современных коллег по творческому цеху. Сергей Шевченко — живописец с четкой гражданской позицией, чувствующий ответственность за произведения, которые выходят из-под его кисти, убежденный, что служение Отечеству и своему народу есть самое высокое проявление лучших человеческих качеств.

В документальном фильме, отснятом российскими журналистами, эта мысль скрытым подтекстом проходит через весь сюжет. Зритель смотрит на город, его историю глазами современного художника. Он видит благородство и красоту Севастополя, самоотверженность города-воина, знакомится с его жителями.

Служить на Черноморский флот в Севастополе Сергей Шевченко был призван в конце 80-х. И если кто верит в первую любовь, то это был как раз тот случай. Море, боевые корабли, культура и история города поразили воображение художника. Отцы-командиры, рассмотрев талант в молодом человеке, выпускнике училища художественных искусств, в духе лучших флотских традиций создали условия для творческого роста.

Сегодня картины флотского художника Сергея Шевченко прославляют Черноморский флот далеко за его пределами. Во время дружественных визитов боевых кораблей в порты мира ничто так не свидетельствует о мирных намерениях военных моряков, как художественные полотна, преподнесенные в дар. Картины С. Шевченко есть в частных зарубежных коллекциях и в посольствах разных стран мира. Экс-премьер-министр Италии С. Берлускони предпочел, например, хранить подаренную ему во время встречи картину С. Шевченко в загородном доме.

Впечатляет недюжинная работоспособность художника и, как говорил В. Маяковский, «планов громадье». За годы работы написаны сотни и сотни картин, но живописцу удается находить все новые темы для вдохновения. Минувший год в России прошел под знаком 200-летия Бородинской битвы, и Шевченко тоже не смог остаться в стороне от этого события. Как же, говорит художник, ведь в Севастополе в 1812 году располагался полк, который был срочно вызван в Москву для участия в знаменитом сражении. Правда, к началу Бородинской битвы полк, движущийся своим пешим ходом, не успел, но его солдаты позже гнали французов до самого Парижа. В работе над образами художнику помогали члены Севастопольского исторического клуба «Клио». Они предоставили форму и с удовольствием позировали живописцу, восстанавливая таким образом связь времен.

Что мы видим на этих полотнах? Мы видим войну и мир, скорбь по убиенным товарищам и радость от возможности замечать простую красоту обычной жизни. Так в 1812 году выглядел матрос 75-го Севастопольского корабельного экипажа Черноморского флота — на картине он с наслаждением вдыхает аромат душистого яблока. Его однополчанин «снисходительно» позирует, сидя на стуле. На кителе — знаки отличия, полученные за участие в боях. Характерным вышел образ казака — такому, согласитесь, и слово поперек сказать страшно. Рубленые черты лица и взгляд исподлобья в упор говорят о способности принимать непростые решения…

Читатели «Славы Севастополя» на страницах газеты первыми увидели эти картины, которые легли в основу нового цикла, посвященного военным событиям XIX века. Это своего рода ретроспективный взгляд назад, в прошлое, возвращение к истокам. Времена меняются, но главным действующим лицом на сцене жизни был и остается человек, и только он наполняет этот мир своим духовным содержимым.

На снимках: картины С. Шевченко.

Другие статьи этого номера