В объективе — Мельпомена

В объективе - Мельпомена

Всего пять дней в зале Московского культурно-делового центра «Дом Москвы» длилась выставка «Театрографика». Её организовала общественная женская организация «ФрезИя». Севастопольцам и гостям города было предложено ознакомиться с фотографиями 25-летнего учителя английского языка средней школы N 3 Дмитрия Кириченко. На них автором запечатлены сцены из спектаклей севастопольских, киевских, московских, санкт-петербургских театров и театров других городов, а также некоторые их ведущие актеры, коллекция автографов театральных звезд. Прежде чем начать беседу с корреспондентом «Славы Севастополя», Дмитрий Артурович счел необходимым представиться:- Я театральный фотограф, профессиональный зритель и аспирант.

— Кто вас назвал театральным фотографом?

— Я сам себя отношу к профессионалам театральных съемок на основании известных мне откликов требовательных и искушенных зрителей, в том числе актеров и режиссеров.

— В чем состоит особенность театральной съемки?

— Мне кажется, нужно искренне любить артистов, общаться с ними не только на сцене, но и в жизни. Необходимо несколько раз посмотреть тот или иной спектакль с их участием. После этого может получиться хорошая работа.

— Среди них есть знаковые, этапные?

— Памятных снимков накопилось много. К некоторым из них хочется возвращаться. Вот, например, сцена из спектакля одного из ведущих московских театров «Пристань» с участием именитых актеров Юрия Яковлева и Людмилы Максаковой.

— О театральном фотографе уже получил некоторое представление. Пожалуйста, охарактеризуйте ещё себя в такой необычной ипостаси, как профессиональный театральный зритель.

— Есть слово: «театрал»…

— А как без него обойтись, коль, как толкует академический словарь, есть «любитель театра, частый посетитель театра (театров)». По-моему, все верно.

— Но слово «театрал» простовато, если не грубовато по отношению к людям, которые разбираются в спектаклях, знакомы с постановками различных театральных коллективов, ориентируются в современных тенденциях в этой сфере творчества, и вдруг — «театрал». По-моему, лучше «профессиональный зритель».

— Голова кругом пошла настолько, что не вспомню, что вы обозначили третьим пунктом.

— Аспирантуру.

— ?

— Я учусь в Таврическом национальном университете на кафедре английского языка и литературы. В настоящее время пишу диссертацию по творчеству современного британского драматурга и кинорежиссера Мартина МакДонаха — видного представителя движения «Новая драма». Изначально меня привлекли названия его произведений: «Человек-подушка», «Королева красоты из Линейна», «Калека с острова Инишмаан».

Возможности посмотреть эти пьесы на сцене мы лишены. Их у нас не ставят. Творения английского авангардиста прочитал в переводах на русский и в оригинале. Я их анализирую, систематизирую. Есть слабая надежда на то, что кого-то моя диссертация натолкнет на мысль обратиться к творчеству Мартина МакДонаха. «Новая драма», «Театр абсурда» имеют право на жизнь.

— Но вы преподаете английский язык…

— Школа, в которой я работаю, — старейшая в городе. Нынче ей исполнилось 137 лет. В воспитание детей я тоже попытался внести театральный фактор. С учениками четвертого класса мы осуществили постановки пяти пьес по народным сказкам и детским художественным произведениям. Трудно было, но, получив хорошую оценку родителей ребят и руководства школы, намерен продолжать работать с юными артистами. Тем более что это доставляет им радость. Если ничего не изменится, то решимся поехать в Киев на конкурсный фестиваль детских театральных коллективов. Почему бы и нет?

— В конце концов, ваше увлечение театром не потеснит профессиональную деятельность на поприще образования?

— Если откровенно…

— Иначе и нельзя, только откровенно.

— …планирую поступить на службу в театр. Позвольте не называть, в какой. На первых порах интересно было бы трудиться в качестве менеджера-театроведа — организатора пресс-конференций, представителя театра в социальных сетях. В будущем не прочь обратиться к режиссуре. Есть замечательные постановщики спектаклей без профессионального образования. Но мне очень хочется учиться этому ремеслу. Можно взять в руки книги Станиславского, Штайна, других широкоизвестных мастеров, но влечет ещё общаться с актерами, режиссерами. Это не менее ценно.

— У вас широчайший круг общения в театральных кругах. Вы успели получить автограф у Людмилы Гурченко, пообщаться с Валерием Золотухиным, Богданом Ступкой. Уверен, что вы ещё не один раз встретитесь с Романом Виктюком, Адой Роговцевой…

— Раисой Недашковской, Ларисой Кадыровой, Ириной Дорошенко, Юрием Яковлевым, Людмилой Максаковой, Владимиром Этушем, Михаилом Державиным, Станиславом Садальским…

— Боже мой! Наверное, трудно назвать театральную знаменитость, с которой вы бы не перебросились хоть одним словом или с кем ваши пути где-то не пересекались. Об этом достаточно полно рассказали экспонаты состоявшейся выставки. Кстати, извините, пожалуйста, за бестактный вопрос: где вы деньги берете, чтобы специально выезжать на интересующие вас спектакли не только в Ялту и Симферополь, но и во Львов, в Киев, Москву, Санкт-Петербург, в другие крупные культурные центры?

— В чем-то приходится себе отказывать, родители, спасибо им, помогают.

— Как воспринимают вас привыкшие к человеческому вниманию знаменитости? Как очередного фаната, не хочется думать, что порядком назойливого?

— Уверен: те актеры, с которыми я общаюсь, давно и с интересом знакомятся, чаще в социальных сетях, с моими откликами на просмотренные спектакли. Как я понимаю, они относятся ко мне, как к «дорогому зрителю», «самому верному человеку театра» или как к «профессиональному зрителю». По крайней мере, так они пишут в своих автографах. Как-то на своем сайте в Интернете я откликнулся на спектакль Севастопольского академического русского драматического театра имени А.В. Луначарского «Любовный хоровод». В нем была занята моя любимая, вернее, одна из любимых актрис этого коллектива, — Ирина Демидкина. Она написала, что моя оценка её работы подсказала, как продолжить дальнейшую работу над образом.

— Как родилась идея состоявшейся в Доме Москвы выставки?

— Её мне подсказал поставленный год назад «вахтанговцами» в Москве спектакль «Пристань», посвященный 90-летию театра. Мне посчастливилось посмотреть премьеру этой постановки. Художественный руководитель театра Римас Туминас, которого я глубоко уважаю, решил показать зрителям, к чему театр пришел за свою почти вековую историю. Режиссеру удалось органично соединить классику с… помогите вспомнить слово противоположного содержания.

— С импровизацией, результатом творческого поиска…

— Да-да-да, классику с результатом поиска. Он взял лучшие образцы отечественной и зарубежной литературы, и получился изумительный сплав. Римасу Туминасу удалось вывести на сцену народных и заслуженных артистов СССР, России Юрия Яковлева, Юлию Борисову, Владимира Этуша, 97-летнюю Галину Коновалову. Посмотреть «возрастных» актеров рядом с Ириной Купченко и другими более молодыми актерами предельно интересно.

— Какие свои работы вы пожелали разместить в зале на самых видных местах?

— Серии снимков двух Ирин — нашей Демидкиной и москвички Мирошниченко. Перед взором зрителей Ирина Демидкина предстала в роли миссис Туз — персонажа спектакля «Все в саду». Народная артистка РСФСР мною запечатлена вовсе не в театральном амплуа. С недавних пор она стала ведущей авторской программы «Расскажу на волнах народного радио». Любопытно было взглянуть на эту «кухню».

— Дмитрий Артурович, вы сами подробно рассказали о некогда звучавших прогнозах по поводу того, что кино, телевидение, иные средства коммуникации заменят театр. Но уже пусты кинотеатры, а в любимых вами и многими из нас драматических театрах по-прежнему мы наблюдаем аншлаги. В чем здесь дело?

— Живое искусство ничем нельзя заменить. Как бы ни понравился кинофильм, вы не сможете поднести актерам цветы, произнести в их адрес слова восхищения. Иное дело — драмтеатр. Зритель здесь — соучастник театрального действа. Театр драмы, театр оперы и балета, наш Театр танца Вадима Елизарова — уникальные явления. Живое будет жить всегда.

— А значит, у вас будет повод творить, а у нас с вами — предмет для общения в будущем. Спасибо вам за беседу.

На снимках: Дмитрий Кириченко с театральным мэтром Романом Виктюком; (слева направо) засл. артист Украины Олег Флеер, Ирина Демидкина, Евгений Черников, Аксинья Норманская, Дмитрий Кириченко.

Другие статьи этого номера